Рецензия на фильм “Черная полоса” (Fleuve noir) (2199)

“Черная полоса” - лишь четвертый за 20 лет фильм Эрика Зонка. Сложно сказать, что имел в виду Зонка своей картиной - закат Европы или прощание с самцом. Но совершенно точно, что Венсану Касселю и Ромену Дюрису, тандему отчаянно переигрывающих французских актеров, удалось высечь искры в довольно мрачном месте. В ролях - Сандрин Киберлэн, Элоди Буше, Шарль Берлинг, Афсиа Эрзи,Жером Пули, Феликс Бак, Лорена Телье, Стефан Войтович. Хронометраж – 01:53. Мировая премьера – 06.04.2018. Премьера (РФ) – 10.01.2019.                 Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Франсуа Висконти (Венсан Кассель) — крайне неопрятного вида мужчина сильно за 40. Он беспрестанно курит, пьет горькую, одинокими ночами либо снимает проституток, либо мастурбирует на фотокарточку жены, бросившей его много лет назад. Жизнь Висконти безрадостна и бессмысленна. Он — воплощенная боль, знак риторического вопроса, потому что в конце 2010-х человечество задумывается не о том, как стать счастливым, а о том, возможно ли счастье в принципе. Франсуа для себя эту дилемму уже давно решил. Вот почему незнакомке в баре вместо комплиментов или жалоб (альтернативного способа соблазнения) он без обиняков заявляет: «Ты воняешь, я воняю, твои обвисшие груди и мой вялый член вместе лишь усугубят и без того невыносимую ситуацию». Ему приходится расследовать, на первый взгляд, рутинное дело, связанное с исчезновением подростка Дэни Арно. Комиссару кажутся подозрительными все: и сексапильная мать, и немногословный громила-отец, и даже школьный учитель Ян Беллэль (Ромен Дюрис), неожиданно предложивший полицейскому свою помощь в поисках. Следствие петляет от подозреваемого к подозреваемому, но никаких следов подростка нет, и шансов найти его живым все меньше и меньше…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Черная полоса» — лишь четвертый за 20 лет фильм Эрика Зонка — режиссера, снимающего преступно мало. После «Воображаемой жизни ангелов» (1998), удивительно тонкой картины о том, как трудно погибать молодым, отмеченной в Каннах призом за лучшую женскую роль (награду разделили две актрисы — Элоди Буше и Наташа Ренье), Зонка пришлось вернуться в рекламу. «Маленький воришка» (2000) и «Джулия» (2008) не нашли понимания ни у публики, ни у критики. Ничего удивительного: исповедуемые Зонка идеалы родом из далекой эпохи. Вот и «Черная полоса» — неонуар, причем не реверанс классике, не формалистское упражнение, как принято у нового поколения кинематографистов, а полноценный детектив с до абсурда лихо закрученной интригой, разворачивающийся в декорациях города греха — Париже. Единственная поправка тут — на национальные особенности жанра, именуемого по-французски polar, поскольку по следу преступников всегда идет не частный детектив, а состоящий на государственной службе полицейский инспектор, или, как уточняет с саркастической усмешкой Висконти, «коммандант».
Черная полоса начнется для Франсуа с исчезновения подростка Дани Арно — и в этом смысле фамилия главного героя сразу становится подсказкой: как и в книге Томаса Манна или в фильме Лукино Висконти, расследование, превратившееся в обсессивное расстройство, ни к чему хорошему со всей очевидностью не приведет. Душа человеческая — не просто потемки, а ад наяву, в который инспектор рухнет без малейшей надежды выкарабкаться или спастись. Висконти ищет не Дани, а Дени — собственного сына, отбившегося от рук; в обезумевшей от горя матери мальчика Соланж (Сандрин Киберлэн) он видит бывшую супругу. Рядовое дело для него — не что иное, как проекция личного фиаско: если не удалось уберечь свою семью, то, может быть, помогая чужой, он искупит вину.
Настоящей полосой препятствий стали и съемки картины. Изначально на роль Висконти Зонка пригласил Жерара Депардье. Но через шесть дней «священный монстр» французского кино без объяснений покинул площадку. Пришлось срочно выписывать из Бразилии Венсана Касселя, буквально спасшего проект. Как признавался актер, если для Депардье играть Висконти было бы все равно что участвовать в документальном фильме, для него эта роль оказалась реальным вызовом. Ознакомившись с материалом, полным жареных тем, Кассель создал в образе детектива Висконти гибрид инспектора Коломбо и Микки Рурка из фильма «Пьянь». В потрепанном плаще, с прилипшими ко лбу спутанными седыми волосами и с неизменным бумажным стаканчиком, где вместо кофе – Ballantine’s, детектив осыпает грязной сальной бранью коллег, жертв преступлений, подозреваемых и просто случайных знакомых в баре (надо отметить, что большинство из них – женского пола), и периодически переходит от слов к действию (при помощи кулаков или детородного органа). Как он дослужился до седых волос в органах правопорядка при таких методах – вопрос хороший. Но не основной. Детективный сюжет об исчезновении подростка здесь бесцеремонно переведен в фоновый режим. Это все не более чем песочница, где друг перед другом хорохорятся Кассель и Ромен Дюрис – который принял вызов Касселя и так же лезет из кожи вон (и даже берет в рот), чтобы исполнить роль самого подозрительного слюнтяя, который по совместительству педагог и писатель в стол. Сложно сказать, что имел в виду Зонка своей «Черной полосой» – закат Европы или прощание с самцом. Но совершенно точно, что тандему отчаянно переигрывающих французских актеров удалось высечь искры в довольно мрачном месте.
Формально в основе «Черной полосы» — бестселлер израильского писателя Дрора Мишани «Таинственное исчезновение», однако к сугубо детективному сюжету Зонка добавил линию экзистенциальных страданий Висконти. Алкоголизм, развод и трудности перевода в общении с детьми — все это для режиссера не пустой звук. «Черная полоса» предельно автобиографична, и каждый новый виток отчаяния протагониста, каждая следующая реплика превосходит в мизантропии и меланхолии многое из написанного любимым автором Зонка — Луи-Фердинандом Селином, с которым, к слову, тягаться трудно. В этом контексте русский перевод названия звучит как издевательство: черная полоса предполагает наступление светлой, после боли — придет покой. В оригинале картина Зонка называется «Черная река», и нет сомнений, о каком именно водоеме идет речь. Мильтон во второй книге «Потерянного рая» описал эту реку как «поток смертельной ненависти вечной».
Неважно, куда пропал мальчик и был ли он. Важно, что мы все умрем, что в жизни никакого выбора нет, а любой путь — путь к катастрофе. И в то же время чем раньше мы поймем, что не можем повлиять ни на что, тем тяжелее будет наш удел…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *