Рецензия на фильм «Блаженны мёртвые» (film Håndtering av udøde) (4720)

Самый грустный фильм о зомби-апокалипсисе…

«Блаженны мёртвые» — экранизация одноимённого романа Юна Айвиде Линдквиста, автора «Впусти меня». Кроме того, по его же рассказу был снят недавний оскаровский номинант «На границе миров» Али Аббаси. Для 35-летней норвежки Теа Хвистендаль «Мёртвые» стали полнометражным дебютом, сценарий она писала в соавторстве с Линдквистом. В главных ролях - Рената Рейнсве, Бьорн Сундквист, Бенте Бёрсум. Андерс Даниэльсен Ли, Бахар Парс, Инеса Даукста, Киан Хансен, Ольга Дамани. Хронометраж - 01:39. Премьера - 20.01.2024 (Sundance film festival). Премьера (мир) - 09.02.2024. Оценка www.kino-nik.com 5/10

О ЧЕМ КИНО: в Осло пропадает электричество. Всего на несколько минут, вроде как из-за магнитной бури или чего-то подобного. Но дело не только в электричестве, в воздухе разливается чувство, что произошло нечто гораздо более значительное. И совсем скоро горожане сталкиваются с главным последствием случившегося тем жарким летним днём - мёртвые возвращаются к семьям. Молчаливые, на разных стадиях разложения, они совершенно безучастны по отношению к родственникам. И каждому из живых приходится самостоятельно решать, как действовать в новых обстоятельствах….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Анна (Ренате Рейнсве) живёт с отцом (Бьорн Сундквист). Всё их существование пропитано горем настолько, что у пожилого мужчины, что у молодой женщины будто бы совсем нет сил жить дальше. Недавно они потеряли ребёнка, она - сына, он - внука. Никакого кровосмешения, только сломанная жизнь в типовом панельном доме на окраине норвежской столицы. Когда им становится известно о катаклизме, дед идёт откапывать внука.
Давид (Андерс Даниельсен Ли) тоже убит горем, едва находя ресурс для присмотра за двумя детьми. Они потеряли мать, он - жену. Звонок из больницы застаёт его врасплох, врачи не понимают, как воскрешение стало возможным, но факт остаётся фактом: сердце погибшей снова бьётся, а значит, жизнь ещё может вернуться в привычное русло.  
Седовласая Тора (Бенте Борсум) принимает в квартире не так давно похороненную не то сестру, не то подругу Элизабет (Ольга Дамани). Они пытаются танцевать, делать макияж - не то чтобы безуспешно, но даже оживший труп всё равно остаётся трупом.     
 Три истории не пересекаются между собой. Все «вернувшиеся» отличались как по возрасту, так и по роли в семье - ребёнок, жена, сестра. Да и семьи у них тоже были далеки от сходства - одна полная, другая неполная, третья и вовсе свелась к пожилой паре. В разных «ячейках общества» роли распределяются по-разному, и    Хвистендаль уделяет этому самое пристальное внимание. Гораздо более пристальное, чем зомби. Её кино неспешно, скорее даже анемично, подтверждая все стереотипы о скандинавском менталитете. Город наводнили живые мертвецы - что ж, может, оно и к лучшему, будем жить дальше, да и вообще они все нам как родные.  
«Блаженны мёртвые» бесконечно далеки от боевиков о зомби. Медитативная (возможно, сверх меры) картина сосредоточена на ощущениях «принимающей» стороны. Все надеются на лучшее, пытаются наладить контакт с вернувшимися. Но сразу вспоминается «Кладбище домашних животных», где ничем хорошим попытки жить с озлобившимися домашними питомцами для героев не закончились. Однако где у Кинга остросюжетный хоррор, там у дуэта Линдквист-Хвистендаль наблюдение за тысячей переливающихся оттенков скорби и надежды.  Впрочем, шок-контента у норвежцев тоже хватает, причём на фоне эмоционального штиля картины выглядит он гораздо более пугающе. Вот дедушка пытается отмыть уже подгнившее тело внука, а вот домашний кролик попал в руки тех, кому, оказывается, противно всё живое. «Блаженны мёртвые» гораздо ближе не к предыдущим экранизациям Линдквиста и уж тем более не к заброшенным индейским кладбищам, а к «Невинным» Эскиля Вогта. Холодная палитра, обыденная жестокость, безмятежность окружающих -  что тут, что там монотонный рассказ об экстраординарных событиях.


 После премьеры Теа Хвистендаль призналась, что в первоисточнике её в первую очередь привлекла именно реалистичность быта героев и обыденность в изображении локального зомби-апокалипсиса. Оставаясь на дистанции от персонажей и сделав акцент на прозаических деталях жизни после смерти родных, Хвистендаль удалось запечатлеть разлитое в воздухе горе как таковое. При сохранении всех признаков нормальности её Осло погружается во тьму. Медленно, обыденно, без чтения нотаций или уроков морали. Возможно, так всё однажды и случится или уже случилось, ведь, даже если конец света растянется, никто об этом не сообщит. Просто живые смешаются с мертвецами, и все решат, что так и надо…(Владимир Бурдыгин).
подготовил Николай Лежнев 




 





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *