Рецензия на фильм «Бивис и Батт-Хед уделывают Вселенную» (film Beavis and Butt-Head Do the Universe) (3782)

Через тернии к тупости…

Майк Джадж, создатель одноименного мультсериала, до последнего выжимал свой творческий потенциал. После финала телевизионного шоу он добрался до полнометражной анимации («Бивис и Баттхед уделывают Америку»), где два металлиста ставили на уши всю страну — прогулка за украденным телевизором превращалась в дорожное путешествие по Соединенным Штатам. А теперь в фильме Джона Райса и Альберта Каллероса дурацкий дуэт бездельников возвращается, чтобы осмеять нашу современность - и в том числе себя.
 В главных ролях (озвучка) - Майк Джадж, Карлос Аласраки, Мэри Бердсонг, Гэри Коул, Фил Дэвис, Крис Диамантополос, Нат Факсон, Зехра Фазал, Эшли Гарднер, Дэвид Херман. Хронометраж - 01:27. Премьера (мир) - 23.06.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: 1998 год. Бивис и Баттхед продолжают бесчинствовать и на этот раз сжигают школьную научную ярмарку. Судья выносит неожиданный вердикт: глупых подростков отправляют в Космический центр и дают шанс исправиться. Совсем скоро по предложению капитана мальчики присоединяются к команде астронавтов - теперь Бивис и Баттхед «тупят» на орбите! Они по глуости разрушают орбитальную станцию и оказываются в открытом космосе, а затем, пройдя через чёрную дыру, попадают в 2022 год. В новый век хулиганы совершенно не вписываются: похотливая парочка, воспитанная на ТВ-шоу 90-х, пытается наладить контакт со смартфоном, вступить в половую связь с Siri и по-своему понять новую этику…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЁРЫ: Бивис и Баттхед - дуэт, ставший голосом MTV. Аморальная и безбашенная парочка, которая воплотила собирательный образ эпохи гранжа и поколения Y. Они возмущали общественность, провоцировали гнев консервативных родителей, а их поклонникам вменяли неминуемую деградацию и моральное разложение. Майк Джадж, создатель одноименного мультсериала, до последнего выжимал свой творческий потенциал. После финала телевизионного шоу он добрался до полнометражной анимации («Бивис и Баттхед уделывают Америку»), где два металлиста ставили на уши всю страну — прогулка за украденным телевизором превращалась в дорожное путешествие по Соединенным Штатам. Важный момент: сексистские шутки, хулиганство со спичками и издевательства над животными - в американской культуре 25-летней давности на подобное еще могли закрыть глаза, пусть и со скрипом. Но сегодня, если учитывать, как прочно идеи толерантности вписались в этическую реальность, Бивису и Баттхеду как минимум светит культурная анафема. Юмор про секс с пубертатной приправой, тлетворное влияние дурацких ТВ-шоу, грубые и низкие удовольствия - таких героев в сегодняшней Америке безотлагательно «отменяют».


Но не тут-то было! Майк Джадж вернул популярных героев и выбрал для этого наилучший момент. Новая этика и присущие настроения играют Джаджу на руку - теперь выход Бивиса и Баттхеда превращен в остроумный эксперимент: что будет, если бездельники - вчерашние певцы вседозволенности и деструктивности - вступят в контакт с нашей эпохой? Временем, дистиллированным от всего опасного? На подобный трюк в этом году уже пошли другие иконы MTV - команда «Чудаков», вернувшая физическую боль от удара по яйцам, эффект комедийного угара и вообще развязное торжество морального вырождения, по которому, будем честны, зрители даже успели соскучиться. Джадж с новыми «Бивисом и Баттхедом» проделывает то же самое, что и подельники по четвертым «Чудакам», - он погружает своих недоумков в новое пространство, в культурную реальность 2020-х, но дает зеленый свет юмору, который у цивилизованных людей если и вызывает смех, то исключительно сквозь зубы.

Находки Джаджа довольно очевидны, и сразу понятно, куда он метит: раз уж Бивис и Баттхед «уделывают Вселенную», то обязательно будет шутка про стыковку космических кораблей - это ведь так похоже на секс, о котором до сих пор мечтают возбужденные подростки. Смартфон - для героев поколения Y это вообще какой-то неопознанный объект, поэтому про него тоже шутят. Бивис, например, влюбляется в Siri и ведет с ней премилые беседы: пареньку невдомек, что «умная помощница» - это не сексуальная женщина, которая поможет лишиться ему девственности. Их родной дом сильно изменился за 20 с лишним лет, но придурки все так же хотят смотреть телевизор и объедаться начос с сыром. И, пожалуй, самый удачный заход - попадание Бивиса и Баттхеда в современный колледж. Там бакланам из 90-х объяснят, что такое белый супрематизм и гендерное неравенство, и они, само собой, поймут поучительную лекцию в рамках своего развития - теперь у хулиганов есть право на превосходство. А кто бы сомневался?

Абсурдное несовпадение героев и времени - главный комедийный драйвер нового мультфильма. Но, увы, детищу Джаджа местами очень недостает смекалки и остроты в подобных столкновениях. Если шутки про смартфоны и новую этику украшают картину, то оставшиеся полчаса Джадж не знает, на что потратить, - как и в мультфильме 1996 года, хронометраж уходит на казусы со спецагентами и поиски мальчишек соответствующими службами - авторы пытаются залететь в ту же воронку во второй раз. Местами сложить мультфильм в целостное повествование довольно трудно, но отдельные гэги - на вес золота. Подростки оскорбляют все и вся, встречаются со сверхразумными версиями себя из мультивселенной (кое-кому там даже перепадет - вот так сюрприз!) и управляют фаллической машиной в Космическом центре. (Константин Мышкин)

РЕЗЮМЕ: 
может, в возвращении Бивиса и Баттхеда частично уже нет такого шума, а очарование 90-х так просто растерять, утонув в фальшивой ностальгии. Но мультфильм о двух бакланах с MTV - это по-прежнему гипнотический портал, соединение старого и нового, дозволенного и запретного. Воплощение нашего законного права на тупость - когда хочется услышать максимально дурацкий смех (легендарное «эхехехе») и попросту в нем раствориться. Разве мы так много хотим?

подготовил Николай Лежнев 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *