Рецензия на фильм «Бессмертный» (film Sisu) (4251)

Старик против нацистов…

46-летний финский режиссер Ялмари Хеландер стал известен на международном уровне после фильма «Большая игра» 2014 года - в нем маленький мальчик спасал в лесах Финляндии президента США, которого сыграл Сэмюэл Л. Джексон. В боевике «Бессмертный» международных кинозвёзд нет, но исполнитель главной роли, Йорма Томмила, вряд ли им уступит. Но ему уже 64 года и о карьере как у Кристофа Вальца («Бесславные ублюдки») судя по всему, мечтать не стоит. В главных ролях - Йорма Томмила, Аксель Хенни, Джек Дулан, Мимоса Вилламо, Онни Томмила, Артту Капулайнен, Тату Синисало, Винсент Виллестранд. Хронометраж - 01:31. Премьера - 09.09.2022 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (США) - 28.04.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Финляндия, 1944 год. Бывший солдат (Йорма Томмила) находит в Лапландии золотую жилу и отправляется в город продать золотишко, но по пути ему приходится вступить в конфликт с оберштурмфюрером СС Бруно (Аксель Хенни) и отступающим батальоном нацистов. Фашисты везут с собой целый грузовик финских красоток, а тут им попадается такая легкая добыча! Но путь к богатству, становится бесконечно более трудным, когда молчаливый человек оказывается мифическим солдатом, олицетворяющим финскую концепцию Sisu - непоколебимой и потусторонней формы мужества перед лицом превосходящих сил. Гитлеровцы узнают, что им противостоит Аатами Корпи, который, как считается, унес жизни более 300 русских солдат после того, как Красная Армия убила его семью…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Ялмари Хеландер не снимал полнометражных фильмов с 2014 года. «Большая игра» с бюджетом €8 600 000 была, на тот момент, самым дорогим финским фильмом. Это был простодушный, динамичный экшн, который действительно нравился критикам и публике…на фестивалях, но загадочным образом провалился в прокате. Возможно, причиной этому стало то, что несмотря на присутствие Сэмюэла Л. Джексона в роли президента США, главным героем картины стал финский мальчик. «Бессмертный» во многих смыслах сделан из того же материала, что и «Большая игра». Перед нами броский попкорновый боевик, не заботящийся о правдоподобии, и делающий из заезженных идей к диковинные и возмутительные выводы.  

Но Хеландер на этот раз подстраховался. Вместо юного главного героя, заставляющего зрителей задуматься, смотрят ли они фильм для детей или для взрослых (ответ «оба», по-видимому, их смутил), мы получаем крутого старикана, достаточно подвижного, чтобы сразиться с многочисленными врагами.
Режиссер в ряде моментов явно копирует «Бесславных ублюдков» - например названиями глав (типа «Выжженная земля»  или «Убей их всех»), набранными крупными желтыми буквами. Каждый такой эпизод длится минут десять и в эти моменты «Бессмертный» ни на что так не похож, как на классический мультфильм «Дорожный бегун» (Road Runner). В каждом из эпизодов Аатами обращает слабые шансы на выживание в свою пользу -  будь то на минном поле, при повешении или когда он цепляется за внешнюю часть самолета.   
Но «Бессмертный» уступает тому же фильму Квентина Тарантино, прежде всего, драматургически. Промежутки между динамичными эпизодами выглядят вяло, их хочется пропустить. Экшн сводится, по большей части, к механическому «рубилову» и, в основном, один на один. Да и безумных моментов в боевике Хеландера не так много. Запоминается разве-что разрыв башки фашистского солдата от наземной мины, которая…упала ему на голову сверху!   
Как и «Бесславные ублюдки», фильм Хеландера - это не урок истории, а фантазия, живописующая противостояние злодеям. Здесь уж точно нет «хороших нацистов», которых можно было бы жалеть. А пленные (предположительно, изнасилованные) женщины мстят здесь по-своему!!  
Как ни странно, «Бессмертный», лучше всего смотрится в те моменты, когда режиссер полагается только на звуковые эффекты и на яркую картинку. В фильме, похоже, преднамеренно отсутствуют диалоги на больших отрезках, а главный герой не произносит ни единого слова до последнего момента. И это выглядит освежающе. Но как только кто-то на экране открывает рот, фильм тут же становится хуже, выпуская раскаленный воздух, из которого он в основном и состоит.
Диалоги, а также игра актеров в лучшем случае манерны. Чисто с технической точки зрения фильм слабенький. Помимо начальных потрясающих видов Лапландии, он банально снят и смонтирован, а основной удар приходится на сцены ближнего боя. Но каждая такая сцена разыгрывается ровно так, как вы ожидаете, без драматического напряжения или изобретательной операторской работы. По итогу фильм производит впечатление затянутой рекламы чего-то более интересного, что еще только предстоит увидеть….


РЕЗЮМЕ: «Бессмертный» получился неким миксом фильмов Лиама Нисона («старик, способный навалять люлей») и «Бесславных ублюдков». Хотя это картина с одной единственной хохмой, ей удается поддерживать интерес зрителей практически до конца. Радостно-чрезмерное, использующее взрывы и кровь для комического эффекта, это кино напоминает клоунские эскапады Бастера Китона. Вероятно, фильм понравится многим, даже если он определенно не для всех. Корпорация Sony уже приобрела международные права на англоязычное производство, что говорит о многом…

Николай Лежнев

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *