Рецензия на фильм «Берлинский синдром» (Berlin Syndrome) (1615)

"Никогда не спи с незнакомцем, даже если он - школьный учитель..."

Драматический триллер австралийского режиссера Кейт Шортланд, снятый по одноименному роману Мелани Йоостен, уже прошелся по различным фестивалям (Сандэнс, Берлинале) и удостоился довольно неплохой, но все же сдержанной критики. И с таким результатом сложно не согласиться, поскольку, как оказалось, наряду с неоспоримыми плюсами "Берлинский синдром" имеет и существенные минусы. В главных ролях - Тереза Палмер, Макс Римельт, Маттиас Хабих, Эмма Бадинг. Хронометраж - 01:56. Мировая премьера - 20.01.2017. Премьера (РФ) - 20.07.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

6-6

О ЧЕМ КИНО: главная героиня австралийка Клэр (Тереза Палмер) отправляется в отпуск, в Берлин, совершенно одна. Она хочет испытать себя, понять чего ей хочется дальше и сделать пару снимков заброшенных уснувших зданий в современном европейском городе с бьющей ключом жизнью. Все у нее впервые - самолет, хостел, сигаретная затяжка, секс с очаровательным немцем Анди (Макс Римельт), который работает учителем в школе. Конечно, встреча произошла случайно. По крайней мере, так она думала до тех пор, пока не стала его пленницей. Ключ от двери не подходит, стекла в окнах не разбить, из телефона исчезла сим-карта, а в доме, кроме бойфренда, никто не живет....6-76-116-12
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: проблема с фильмами, в которых описывается хроника пленения, как правило в том, что есть всего два варианта развития истории: либо жертва спасается, либо нет. Таким образом развязка мало кого интересует; зрителя необходимо зацепить психологизмом жертвы/похитителя и заставить пройти с пленником весь путь боли до конца. Роман "Коллекционер" Джона Фаулза и его экранизация 1965 года четко показали успех подобного подхода. Некая Мелани Йоостен рассуждала, судя по всему, точно также. Экранизация её романа "Берлинский синдром" четко следует стандартам "истории о пленнике", но кошмарные игры сексуального контроля, чрезмерно уродливые интерьеры и странноватая гендерная политика скатывают фильм в область арт-хауса.
"Берлинский синдром" начинается словно дешевая немецкая копия "Перед рассветом" Ричарда Линклейтера. 6-106-46-1Клэр приехала посмотреть Берлин, познакомилась с молодым парнем Анди, который, к слову, работает в местной школе. Отношения переросли в романтику, да только парень оказался не в себе — девушку он запер и стал регулярно пользовать. Сбежать тяжело, ведь окна квартиры Анди выходят в какой-то неприветливый двор. Между маньяком и жертвой возникает странная порочная связь.
Что остается неоднозначным и невыясненным — до какой степени симптомы Берлинского синдрома похожи на Стокгольмский? Насколько искренна личная связь Клэр с Анди? Или она просто применила навыки лицедея, чтобы выжить? Фильм не дает четкого ответа и не знаю, стоит ли отнести это к недостаткам или интересным находкам. С одной стороны, поступки Клэр рождают множество интерпретаций, а физическое и психологическое напряжение актрисы Терезы Палмер прямо чувствуется. С другой стороны, иногда её персонаж ведёт себя пассивно и о её характере, биографии и внутреннем мире мало что можно сказать к концу фильма.  6-9Персонаж Анди (похититель) имеет более прописанную предысторию, включающую в себя папаню и возможное объяснение перверсий героя. И именно Анди проявляет Стокгольмский синдром — молодой человек приносит пленнице маленькие подарки, купает её и ищет одобрения. Тот факт, что чувства к похитителю изменяются по ходу фильма и является гарантированным свидетельством нюансов персонажа. Да и Макс Римельт, сыгравший Анди, вызывает какое-то трагическое сочувствие, не обращая своего персонажа в ходячее кричащее злодейское клише, несмотря на отсутствие развития отдельных сюжетных линий (влечение к ученице и т. д.). 6-56
Главным недостатком фильма является хронометраж. Действие, на мой взгляд, разворачивается слишком медленно, а отношения Анди с Клэр развиваются на протяжении двух часов. Судя по всему, в фильм включили слишком много подсюжетов романа, упустив, тем самым, ключевые для финала логические шаги. Именно поэтому и было ощущение разочарования: две трети фильма смотрятся с неподдельным интересом, а третий акт вызывает недоумение.
С технической стороны к фильму нет никаких нареканий. Операторская работа очень изобретательна — немного иронично наблюдать, как страсть Клэр к архитектуре ГДР обернулась против девушки. Каждый кадр останавливается на заброшенных пространствах и помогает глазу сосредоточиться на красоте, даже в самых убогих помещениях. Атмосфера также является сильной стороны картины — на самом деле импровизированная тюрьма была создана с вниманием к деталям и сюжетные ходы, касающиеся непосредственно быта в плену, весьма продуманы.
Фильм на самом деле весьма неплохой, благодаря взаимоотношению актеров на съемочной площадке, свежести некоторых подходов и европейской атмосфере. Публика приняла "Синдром" позитивно: фильм успешно прошел на фестивале "Санденс" (номинирован на Гран-при), а на интернет-сервисе Netflix какое-то время был в топ-листе.6-8
РЕЗЮМЕ: "Берлинский синдром" — многозначительный и пронзительный драматический триллер от перспективного режиссёра, который придётся по вкусу только настоящим ценителям серьёзного кино. Увы, но это не кино для массового зрителя, хотя весь ужас, рассказанный в фильме, может коснуться любого человека...
Коля REEBOK Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *