Рецензия на фильм «Банди Парижу» (фильм «Банды Парижа» (film Apaches) (4336)

Яркий образец позднего, но все еще блистающего роскошью постмодернизма…

В кино нашего скептичного века фильм-нуар «Банды Парижа» режиссера Ромена Киро - нечто невообразимое. Чертова смесь французской иронии с традициями голливудского вестерна, бандитских саг в стиле раннего Тарантино плюс прививка от самых душераздирающих немых мелодрам и оперных страстей. В главных ролях - Алис Исааз, Нильс Шнайдер, Род Парадо, Артюс, Эмили Гавуа-Кан, Брюно Лоше, Юго Бекер, Армель Абибу, Доминик Пинон, Жан-Люк Кушар. Хронометраж - 01:33. Рейтинг R (18+). Премьера (Франция) - 29.03.2023. Премьера (Украина) - 27.04.2023. Цифровой релиз - 22.07.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: молодой режиссер Ромен Киро дебютировал в большом кино фантастическим сюром «Последний день Земли», и уже тогда было ясно: в кино пришел чрезвычайно креативный возмутитель спокойствия. В «Бандах Парижа» он метнулся от далекого будущего в Прекрасную эпоху начала ХХ века с ее борделями, немым кинематографом Мельеса, королевственной Сарой Бернар, Всемирной выставкой и элегантной шайкой «Апашей», терроризировавшей весь Париж.  
В оригинале фильм так и называется: «Апаши» - эта бандитская субкультура во Франции известна каждому, примерно как у нас блатная феня. Романтический облик Апашей заворожил режиссера - они сродни как героям Французской революции, так и вердиевским гарибальдийцам. Широкие пояса, сапоги в обтяжку, револьверы-кувалды, «русская рулетка» как способ экзаменовать на готовность к борьбе с буржуазией, специфический стиль тату и стрижка особой лихости, нескончаемый пир насилия и вечная игра со смертью - эти приметы показались ему идеальными для романтического любовного боевика. И он не ошибся, потому что умеет: его фильм - возрождение ушедшего мира, при всех исторических артефактах во многом сфантазированного в азартной режиссерской игре.  
Неназойливо принесена дань новейшим феминистским тенденциями в кино: самая энергичная, безрассудная и беспощадная фигура фильма - выросшая в трущобных закоулках юная Билли (Алис Исааз с ее профилем юной Катрин Денев). А то, что это игра-фантазия, подчеркнуто саундтреком, отважно бросающим нам в лицо махровые анахронизмы: в Belle Époque контрабандой проникли Let`s twist again 1961-го года или Lollypop группы Les Chordettes 50-х. Идут рапидные съемки пряных парижских оргий: торсы, кожа, тату, свечи в комнатах и фонари под глазами - хореография всего этого антуража изысканна и увлекательна. Есть своя держательница борделя Берта. Есть названия семи «глав», стилизованные под полосы древних таблоидов.  
Во всем этом убийственном коктейле взрастает новейшая амазонка - Билли. Она мечтала о другой судьбе - уплыть в Америку, где статуя Свободы, но главарь Апашей фактически убил ее брата, а теперь убиенный брат тянет руку к ней с той стороны вечности, взывает к возмездию (неизбежно вспомнишь образ на потолке Сикстинской капеллы, перевернутый с особым цинизмом). В роли главаря со знаковым именем Хесус - харизматичный Нильс Шнайдер. Уже по его магнетическому взгляду мы поймем, что Билли окажется перед самой душераздирающей из дилемм - любовь или месть.  
А пока она тренирует руку, зарезая буржуа. Но такой это фильм: если мелодраматическая коллизия - то на уровне лучших слезовыжималок немого кино, а если убийство, то либо максимально натуралистичное, либо предельно эстетизированное - например, в кинотеатре, где смотрят Мельеса, с музыкальным фортиссимо, в лучах проектора и, в момент испускания духа, с титром Fin на мерцающем экране. Это «черная» почти комедия, она идет по следам раннего Тарантино с его полной свободой обращения с нравственными категориями вплоть до их абсолютного игнорирования. Впрочем, в спорах с бородачом по прозвищу Медведь Хесус все же задается ключевым вопросом: да, наводим шороху на весь Париж - но с какой целью?! И тут же отметает все сомнения. Прививка ироничному, но склонному к меланхолии французскому кино голливудской самоценной динамики дала коктейль, ежеминутно готовый к взрыву. Патетическая кода этой киносимфонии достойна лучших финалов Верди, и если в зале неизбежно возникнет смех, то исключительно от нервного перенапряжения. 
Фильм доверху набит первыми звездами французских современных экранов - Род Парадо, Брюно Лоше, Эмили Гавуа-Кан, Артюс… Они охотно резвятся, не скрывая игрового азарта. Изображение шикарное, богатое деталями, иногда открыто театральное, иногда стилизованное под немую ч/б хронику. Смотреть этот совершеннейший образец позднего, но все еще блистающего роскошью постмодернизма - сложная смесь ужаса, скепсиса, спорадического восторга и в конечном итоге наслаждения. Теперь мы уж точно запомним это имя: Ромен Киро…(Валерий Кичин). 

Николай Лежнев




 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *