Рецензия на фильм «28 панфиловцев»: «Родина — где живут. А Отечество — как живут…» (1379)

Фильм Андрея Шальопы и Кима Дружинина, который получил финансирование благодаря крауд-файндингу и поддержке популярного Гоблина (Виктор Пучков), вызвал полярные оценки критиков и зрителей. Хотя затем удалось подключить Фонды кино России и Казахстана и получить вполне приличный бюджет, картина пока явно проваливается в прокате. Бюджет - 1,7 млн.$. Кассовые сборы - 0,25 млн.$. Премьера в РФ - 24.11.2016. Оценка www.kino-nik.ru 5/10

1-2

О ЧЕМ КИНО: в конце 41-го года немецкие части, стоявшие возле Волоколамска, отделяло от Москвы каких-нибудь два часа по шоссе. Однако, на этом шоссе стояла 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова. Этот военачальник обладал настолько высоким авторитетом среди личного состава, что бойцы дивизии сами называли себя панфиловцами. А дивизию — панфиловской...45454
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Андрей Шальопа и Ким Дружинин, начинавшие аж с клона "Ведьмы из Блэр" (неплохого, впрочем), следующим делом поставили себе серьёзнейшую и ответственную сверхзадачу — снять нормальное военное кино, без лишних сантиментов, глупостей, кровавых упырей и любовей, чем особенно запомнились последние полотна Первого канала, Фёдора Бондарчука и Никиты Михалкова. Изначально воспринятый в штыки прогрессивной общественностью мифологизированный подвиг 28 человек немного осложнил задачу авторам. Почему-то забывается, что любой фильм, основанный на реальных событиях, в процессе серьёзно перерабатывается в сторону эффектности, где от реальных событий частенько вообще остаётся около 10% правды. Несмотря на несколько другие количества участников, события под Дубосеково были и панфиловцы Москву, в итоге, отстояли, чего спорить. 1-5На фоне ажиотажа насчёт мифологизации битв малого над большим автор, в одном из эпизодов, кстати, проводит забавную посмодернистскую параллель с подвигом 300 спартанцев и семи самураях, где одни легенды подбадриваются разговорами о других. Ну да ладно, что кино остаётся кином мы и так знаем. Главное, чтобы запоминалось и в душу западало. А вот тут палка о двух концах. Серьёзно сконцентрировавшись на деталях боя и технической части режиссёры немного упустили из виду драматургическую составляющую. То есть как военный боевик с ожесточёнными мужественными сражениями и "война — это хаос" - получилось увлекательно и зрелищно. Никто не геройствует, галопом из укрытия выпрыгивая на танки, ни одна из сторон откровенно не дуркует, враждующие стороны максимально пытаются нейтрализовать соперников. Но касательно человеческого элемента… Это как Кот Матроскин со своим бутербродом. "Неправильно ты дядя Фёдор его ешь, надо колбасой вниз". Ну да, оригинально, так мы бутер ещё не пробовали, некоторым даже вкусно и у них войдёт в обиход. Но подобный способ вряд ли приживётся массово. Как и в данном случае. Да, сюжет стерилен от всяких злобных НКВД-шников, расстрелянных родственников, "За родину, за Сталина!", "Они сражались за Катю" (привет "Сталинграду").1-4 Просто люди, морально готовящиеся дать последний бой, не позволяющие себе слабины перед остальными, лишь без конца нервно (и несмешно, понятно) отшучивающиеся по разным поводам. Вроде бы нормально, но вместе с тем не покидает ощущение монументальности, что смотришь бой монолитного памятника с обезличенным врагом. Именно так. Немцы выступают в фильме примерно как Зло из игры, тучей надвигающееся на окопы (характерная грозная музыка бурчит ровно в каждом подобном моменте), в то время как герои едва отличимы друг от друга (запоминается более-менее разве что украинский сержант Добробабин и шуткующий красноармеец Москаленко) и составляют обобщённое понятие Героя. 1-8Около-документалистика такая, будто смотришь военную хронику или реконструкцию военных событий. Иногда это даже аутентично и художественно, как в моменте с двумя деревенскими стариками, но в целом суховато. Понять Шальопу и Дружинина можно. Ответственность огромная, кино изначально шло вразрез с Минкультом и собрало немалую сумму народных денег через Краудфандинг (32 млн. рублей) и плюнуть в душу им никак нельзя было. Но вот это хождение по минному полю в итоге очень заметно, хотя может быть и пересекается с творческим видением режиссёров. Ведь в "Поймать ведьму" идеология главного героя в исполнении самого Шальопы была схожей: никуда не торопимся и не истерим, просто тихо и спокойно выходим из леса. В "Двадцати восьми панфиловцах" те же правила: "Никто не геройствует, потому что незачем. Спокойно жгём танки." Многого-то не требовалось, простых напряжённых моментов с чьей-нибудь ошибкой или двойной ситуацией было бы достаточно для нотки человечности. Но не случилось. В целом, отношение к фильму больше положительное, но и вряд ли скажешь, что в данном случае утерли коллегам нос.1-7
ДРУГОЕ МНЕНИЕ: творческий тандем Андрея Шальопы и Кима Дружинина, благодаря которым состоялись "28 панфиловцев", не может похвастаться ни обширной фильмографией, ни обилием фестивальных наград. Но именно они могут быть обозначены как авторы одного из лучших отечественных кинопроектов в этом году. Подобно тому, как это происходило в Великую Отечественную, когда люди на свои средства всем миром покупали для фронта самолеты и танки, финансирование первоначально считавшимися неперспективными "28 панфиловцев" состоялось частично благодаря краудфандингу. Эстетически фильм стоит на плечах гигантов, снятых о войне в СССР в 60-70-х в уже прошлом веке, в то время, когда Андрей Шальопа был еще мальчишкой и были живы фронтовики, которые говорить и вспоминать о войне не очень-то и любили. Но сейчас уже другое время, и в этом настоящем экранизированы "28 панфиловцев" как уверенная и скрупулезная реконструкция почти в реальном времени без признаков развлекательного аттракциона, но с вниманием к историческим деталям.1-6 Может показаться странным, но фильм Шальопы и Дружинина — это все-таки вариант хорошо завуалированного нишевого военного артхауса, снятого в итоге при солидном бюджете, снятого по-советски олдскульно, но не растерявшего при этом своей авторской сверхзадачи — показать ту страшную войну глазами внуков и правнуков победителей. При всей спорности первичного источника информации, "28 панфиловцев" полностью отражают монолит легенды подвига людей, остановивших 18 танков на подступах к Москве. Благодаря поддержке опытных реконструкторов удалось воссоздать самую главную техническую деталь фильма — немецкие танки, которые были сняты без компьютерной графики методом комбинированных съемок. Само сражение в «28 панфиловцах» показано как битва с лютым немецко-фашистским врагом, максимально обобщенным, безликим и говорящем на непереводимой тарабарщине. Это упрощение работает на идею фильма, но делает гитлеровцев и их боевые машины больше похожими на современных игровых персонажей. Один из главных и важных плюсов картины — в ней нет современных российских звёзд. Ни в коем случае не умаляю их заслуги и умения, но условные Пётр Фёдоров и Данила Козловский приковывали бы к себе чересчур много внимания. Здесь нужно было показать Историю, и её раскрытие прекрасно передали все актёры, принявшие участие в съёмках амбициозного проекта. 1-3Не скрою, многие диалоги из ленты при очень скромной и даже условной драматургии будут разобраны на цитаты, хорошие и не очень. Для Шальопы слишком велика была ответственность, но в итоге не обошлось без постмодернистских заездов в классику кино, появившуюся после Второй Мировой. Сознательно или нет, но авторы в диалогах бойцов не нашли ничего лучше, чем привлечь внимание зрителей абсурдно выбивающимся из контекста цитированием "Семи самураев", "Великолепной семерки" и "300 спартанцев". Искренность сентенций политрука Клочкова (Алексей Морозов), непрерывный швейковский юмор от звезды "Ментовских войн" Александра Устюгова в роли Москаленко, пламенная речь самого Андрея Шальопы, снявшегося в роли лейтенанта, создают тот необходимый градус патриотизма и фронтовой будничности, когда каждый день на передовой мог стать последним. Внутренняя цензура сценария старательно обходит "СССР", "Советский народ", "Сталин", заменяя это на "Россия" и "русский" с убедительным простым объяснением от Клочкова не только канонического "Отступать некуда", но и таких важных "Родина" и "Отчизна": "Родина — где живут. А Отечество — как живут...". К несомненной удаче фильма можно отнести полное отсутствие лирической линии у героев вообще, что позитивно сказывается на динамике "28 панфиловцев" и не наполняет суровый сюжет ненужной сентиментальностью. Хотя за искренним и понятным максимализмом авторов кроется то, что называется родом из детства, кроется больше недоигранность в оловянных и прочих солдатиков и желание снять именно свою войну в кино. Войну справедливо не оставляющую зрителю права выбора сторон, войну, где люди становятся проще и честнее перед вражескими машинами и не обладают широкой гаммой характеров и типажей. По сути своей, "28 панфиловцев" — фильм для всех нас, граждан своей страны, фильм-памятник тем, кто верил в победу и сражался за мир. И, да - не бывает атеистов в окопах под огнем...
kolya-reebok подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *