Михаил Лукьяненко: «Вместо того, чтобы троллить, надо поднять задницу, взять 100 грн. и пойти в кинотеатр!»

Пока профессиональные кинорежиссеры рассказывают какие гениальные фильмы они могли бы снять, если бы государство финансировало их проекты, в Украине, как оказывается, производится и независимое, коммерческое кино, которое окупается и приносит прибыль. Зачастую режиссеры этих фильмов не имеют специального образования, но любителями их уж точно не назовешь...

5 31

Первым в этом ряду можно назвать Любомира Левицкого, который не единожды ратовал за то, что в Украине должно быть коммерческое, жанровое кино. И не раз подтверждал свои слова делом. Его фильм "Тени не забытых предков" до сих пор вне конкуренции по соотношению вложенных денег и полученных кассовых сборов.
www.kino-nik.ru представляет интервью с харьковчанином Михаилом Лукьяненко, имя которого стало известно после успешного проката в клубах фильма «Депеш Мод» по мотивам предпоследней главы романа. Но, как оказалось, в его активе есть еще и "Ограбление" - короткометражка в стиле Гая Ричи. Эта лента вполне могла бы составить конкуренцию более раскрученному "Ломбарду" того же Любомира Левицкого.5 Image2
www.kino-nik.ru: расскажи о себе и своем кино.
Михаил Лукьяненко: мне 38 лет, коренной харьковчанин начинал со свадебно-корпоративного бизнеса. Проработал 5 лет. Однажды зимой, когда работы почти нет, но когда при слове "монтаж" начинает уже подташнивать, я вдруг вспомнил о белорусской писательнице Тане Замировской, которую называют "Хармс в юбке". Живет она в Минске, а узнал я о ней очень-очень давно из донецкого молодежного, "кислотного" журнала "Наш". Я связался с ней через Facebook и попросил разрешения снять фильм по ее новому рассказу "Жизнь без шума и боли". 5 post-01  5 ALEX0621                                      Ни ответа ни привета от нее не последовало, но мы начали снимать и отсняли почти половину (притом условия были жуткие - в помещении всего 10 градусов тепла). И вот - она присылает свое согласие, но вдруг вспоминает, что права на книгу принадлежат московскому издательству, которое, слава богу, согласилось. Как-никак, это - промоушен книги. Через некоторое время Замировская мне позвонила и предложила для экранизации рассказ, права на который еще никому не отдавала (правда, по ее мотивам в небольшом минском театре поставили пьесу). Так мы сняли "Ограбление". А затем мой старший сын, студент театралки, попросил меня зафиксировать на видео их экзамен по сценической речи. И вдруг я понял что не смотрю в видоискатель, а просто ржу - настолько это были классные тексты. С украинским у меня не очень, но я скачал аудио книгу и прослушал. Затем набрал телефон ее автора, Сергея Жадана, и попросил разрешения на экранизацию. Премьера была в небольшом харьковском кинотеатре "Бомеръ" зал небольшой, поэтому Жадан попал только на 3-й по счету показ. Он удивился, что мы поставили фильм не на русском. Я тоже удивился - он украиноязычный писатель, книга написана на отличном украинском - зачем делать дубляж? Как выяснилось, после проката на западной Украине, наши актеры-харьковчане говорили на отличном украинском литературном языке. 5 1175529_5 Image6
Скажу, что мы принципиально не будем выкладывать фильм в сеть. Когда мы выпустили трейлер, было много комментариев, среди которых, например, такие: "Украинского кино нет!" А я им отвечаю: "Может, потому и нет, что вы сейчас сидите и троллите, вместо того чтобы поднять задницу, взять 100 грн. и пойти в кинотеатр".
www.kino-nik.ru: мне кажется, что Сергея Жадана в принципе сложно экранизовать.
Михаил Лукьяненко: действительно, у него много внутренних диалогов и описаний. Наверное, поэтому мы и взялись за главу «Ріка, що тече проти власної течії», из романа "ДепешМод" , что там практически нет описаний, а сплошные диалоги. 5 Image3
www.kino-nik.ru: назови людей, интересных для тебя в кинематографе.
Михаил Лукьяненко: мне нравится творчество Александра Наумовича Митты как кинопроизводителя. Он сильный режиссер, но снимать кино и рассказать как это делается - это разные вещи и он в этом очень силен. Нравится Валерий Тодоровский. И Гай Ричи...
www.kino-nik.ru: а на какой технике ты снимал? Писалось, что чуть ли не на Sony HandyCam
Михаил Лукьяненко: это какая-то ошибка. В моем распоряжении были Canon 550, фотоаппараты Canon 5D Mark 2 и Canon 5D Mark 3
www.kino-nik.ru: какие актеры тебе нравятся?
Михаил Лукьяненко: нравится исключительно старая актерская школа. А из фильмов в последнее время меня буквально пригвоздил к стулу "Облачный атлас".
www.kino-nik.ru: какие актрисы тебе интересны? Если бы ты мог выбирать, какими по внешности были эти актрисы?
Михаил Лукьяненко: я выбирал бы точно не по внешности. И в этом смысле солидарен с Тодоровским-младшим, которого однажды спросили: "Почему в ваших фильмах так много удачных стартов доселе не известных актрис?" И он ответил: "Главное чтобы человек был тебе интересен, если вы спокойно на равных общаетесь, он наверняка поставленную актерскую задачу решит!". Звезду, человека-функцию, медийное лицо, вокруг которого все крутится, я бы не взял.
www.kino-nik.ru: как ты считаешь, надо ли за успехом уезжать за границу, для начала в Москву а далее - везде?
Михаил Лукьяненко: на самом деле, у нас тут, в Украине - непаханое поле. 5 Image1
www.kino-nik.ru: как ты видишь свое будущее, есть контакты с продюсерами?
Михаил Лукьяненко: контактов нет но мы продолжаем снимать, сейчас в работе - картина "Любви хватит на всех" по Жадану, по рассказу "Ромео" из его последней книги "Месопоттамия". Затем приступим к съемке короткометражки, у которой пока нет названия, зато есть замечательный автор - харьковчанин Александр Минаков. Познакомились мы на съемках рекламного проекта, где он был актером. Оказалось, что он писатель и, на мой взгляд - писатель потрясающий.
www.kino-nik.ru: как я понимаю, зарабатываешь ты не на фильмах?
Михаил Лукьяненко: я пытался делать бизнес, с переменным успехом а затем стал заниматься тем, что мне приносит удовольствие, и деньги стали появляться сами собой. Я долго занимался съемками свадеб и могу сказать - профессионалов-операторов и свадебщиков можно представить как выпускников консерватории и лабухов. Лабуха можно хоть в грязь бросить и он будет играть! Образование в творческих вузах поставлено так, что посмотришь работы выпускников-операторов и создается впечатление что снимали будто под копирку. Есть известная поговорка: "Опыт, безусловно, помогает идти, но мешает лететь!". А насчет моих фильмов - на самом деле тот же "ДепешМод" отбил себя 4 раза. Мы работаем в арт-кафе и клубах. Бюджет был менее 1000$. У сына прекрасные друзья однокурсники и, главное, без дурни в голове. Вот и сейчас в "Любви хватит на всех" участвует Даша Терновская-Листунова (она работает в двух театрах) мой старший сын Дмитрий Третьяк сыграет Ромео. Гонорары небольшие, но они есть. Steady-cam для съемок, поскольку я инженер по образованию, изготовил для себя сам, по подобию FlyСам 2000, добавив свои фишки и навороты.
www.kino-nik.ru: расскажи насчет участия твоего фильма "Жизнь без шума и боли" в Каннском фестивале
Михаил Лукьяненко: на самом деле мы отослали его в оргкомитет и получили ответ, что он принят к участию в конкурсном отборе. Но это был юбилейный фестиваль с таким невероятным составом участников, что свой диск я собственными руками выкинул бы, чтобы освободить место для участия этих людей. Вообще-то изначально я собирался отправлять этот фильм на Берлиналле, фильм ведь на военную тематику и в Германии по другому на это смотрят.
www.kino-nik.ru: ты не имеешь специального образования, собираешься ли получать его?
Михаил Лукьяненко: несмотря на то, что официального образования у меня нет, на своей студии я сделал множество рекламных роликов и видеоклипов для харьковских групп.
Считаю, что не могу потратить 5 лет своей жизни на институт и для себя решил, что всеми силами буду искать встреч с практикующими, снимающими режиссерами, чтобы задать интересные мне вопросы и тут же получить ответы. Тем более, в наше время практически каждый известный режиссер имеет свои мастер-классы. Кинопроизводство за последние годы поменялось кардинально. Новые программные инструменты для создания фильмов появляются каждый день. Сейчас, например, я прохожу курсы по колористике, благодаря чему могу практиковаться на программе стоимостью 45 тыс.$.
А ведь совсем недавно сделать фильм было, наверное, сложнее, чем выносить ребенка. Раньше оператор и режиссер были больше чем муж и жена, при этом орудием режиссера были его рот и эмоции а оператор был его глазами. Они должны были обладать громадным опытом и знаниями, чтобы заранее, в своем мозгу представить будущую картину, а затем, с замиранием сердца ждать чтобы какой-нибудь пьяный лаборант в одно мгновение не испортил всю работу. Сейчас же, чтобы снять технически достойный фильм, достаточно 2000$.
www.kino-nik.ru: пофантазируем! Если бы так случилось и тебе предложили по-настоящему серьезный бюджет, в каком жанре ты снял бы свой фильм! Ведь все предыдущие твои работы совершенно разные, непохожие друг на друга.
Михаил Лукьяненко: я точно за юмор и чтобы была какая-то правильная мысль, которая выносится на экран. 5 51231_
www.kino-nik.ru: много ли времени занимает твоя работа и как она влияет на семейные взаимоотношения?
Михаил Лукьяненко: я очень люблю свою жену и делаю ей сейчас сумасшедший подарок - дарю ей много свободного времени, поскольку взял на себя детей, заработок, чтобы она могла заниматься тем, что ей интересно. Думаю, это большой и настоящий мужской подарок. Если на одну чашу весов положить творчество а на другую - благополучие моей семьи я, без лишнего пафоса, выберу жену и детей.
Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *