Фильм «Антон Чехов» (Anton Tchekhov 1890): В постели с Антошей: украинский поэт Чехов глазами французов (1234)

Картина режиссера Рене Фере ("Сестра Моцарта", сериал "Великие писатели") охватывает пять лет из жизни украинского (по убеждению Виктора Януковича) поэта Антона Чехова . Главные роли в фильме сыграли Николас Жиро, Дженна Тиам, Мари Ферет, Фредерик Пьеро, Александр Зефф. Мировая премьера ленты состоялась 24 января 2015 года, на экраны стран СНГ картина вышла 28 апреля 2016 года, релиз DVD намечен 24 июля. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

2-8

О ЧЕМ КИНО: фильм "Антон Чехов" начинается с того, что в его доме неожиданно появляются важные гости - видные издатели Дмитрий Григорович и Алексей Суворин. Они прибывают в Москву, желая разыскать некоего Антошу Чехонте, чьи самобытные рассказы взорвали литературный Петербург. Расточая похвалы молодому автору, они делают Антону выгодное предложение - издание его последующих работ по тарифу "15 копеек за строчку". Имея необходимость заботиться о многочисленной семье, Чехов соглашается, и с этого момента начинается взлёт его писательского таланта. Скоро Чехов понимает, что усидеть на двух стульях не получится, и оставляет свою врачебную практику.5656554554
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: хоть во французском байопике "Антон Чехов", будущий классик и сверкнет крепким задом (французы снимали, все-таки!), но в целом фильм не про это. Он настолько хорош, что возбудит не только томление у филологических дев, но и непременное желание еще раз прикоснуться к Чехову у остальных, более вменяемых зрителей. Французы, рассказывая про Чехова образца 1885-1890 годов, вывернули того наизнанку, так что выражение "в постели" применимо и в переносном значении. Случилось главное: нам показали не нафталинный портрет классика из школьного учебника, а живого, земного и очень интересного человека. Режиссер Рене Фере, для которого фильм про Чехова стал последним в биографии, пригласил на главную роль Николаса Жиро, чем автоматически превратил Антона Павловича в красавчика с детскими наивными глазами – но не только. Николас Жиро помимо "детскости" и пушистости (как то: почитания духовно далеких родителей и трепетного отношения к любимым братьям, сестре Маше, другу Исааку Левитану, местным больным и сахалинским каторжникам), расцветил образ писателя и неканоническими красками.
Доктор Чехов (в фильме все зовут его Антошей), хоть и готов рыдать над умершей девочкой, которую мог спасти, прибудь часом ранее, все-таки не в силах отказаться от профессионального медицинского цинизма: "Мертвые сраму не имут - они так воняют". Писатель Чехов не всегда щепетилен при выборе творческих идей: один из образов для будущей пьесы он списывает тут же, за столом, со своего благодетеля - издателя Суворина, а сложную интимную коллизию, случившуюся с другом Левитаном, беззастенчиво использует для рассказа "Попрыгунья". Разъяренный художник бросает Чехову: "Ты крадешь из жизни! Как ты мог так пасть!".2-6
Разумеется, и фактура Николаса Жиро была пущена режиссером в дело. Из нескромного эпизода, когда Чехов предстает на экране одновременно смущенным и раскованным ловеласом, мужская часть аудитории может почерпнуть замечательную отмазку. Представьте:чахлая актриса Дженна Тиам в роли Лики Мизиновой, ставшей позже прообразом Нины Заречной, предлагает писателю в дополнение к своему обнаженному телу и водочке еще и свою душу. А Чехов, блаженно откинувшийся в сладкой истоме, откровенно любуется огненно-рыжей бестией, но одновременно капризно тянет: "Лика, я не люблю тебя. Это всё мои прошлые страдания и ушедшее детство". 2-7В фильме есть еще одна дама, которой пришлось "перехотеть" Чехова. Это сахалинская училка Анна (Мари Ферет). Лике Мизиновой еще повезло: она хоть вкусила плотских радостей с классиком. Анне же - угловатой и начинающей костенеть на фоне отсутствия половой жизни, не перепало ничего, кроме невнятных прогулок с Чеховым на фоне сахалинских (на самом деле норвежских) пейзажей. Напрасно глаза Анны безмолвно кричат во весь экран: "Возьми! Возьми меня!" - Чехов увлечен новым рассказом, в котором, конечно же, выведет образ несчастной сахалинки со всеми ее угловатостями.2-5
Любовная линия фильма закольцована еще одним появлением Лики в жизни Антона Павловича, уже после возвращения того из Сахалина. Потерявшейся в жизни, но еще надеющейся (напрасно) на общую с писателем судьбу женщине создатели вкладывают в уста слова про лошадей, ждущих у калитки, и про чувства, похожие на нежные, изящные цветы. Те самые слова, которые произнесет на прощание несчастная Нина Заречная. И вот уже перед зрителем репетиция «Чайки», а сам Чехов наставляет не справляющихся с задачей актеров: "Несчастные люди могут напевать и посвистывать. Вот о чем моя пьеса".2-9
И таких переходов между смысловыми пластами ленты много – сведущий зритель почувствует все, что режиссер задумал. Заканчивается картина сценой письма Чехову от Толстого: "Я не люблю Шекспира, но Ваша пьеса еще хуже". После такого комплимента патриарха можно сразу умереть. Но Чехов, к счастью, проживет еще четырнадцать лет и напишет несколько пьес, которые по своей популярности в мировом репертуаре могут соперничать разве что с Шекспиром. 565656
РЕЗЮМЕ: если вам захочется кино про Антона Павловича, то лучше посмотрите "Братья Ч" Михаила Угарова, где писатель и его семья показаны обстоятельнее и красочнее, с их трагедиями и радостями, пусть и умещёнными в один летний день на даче. Или фильм Виталия Мельникова "Поклонница", в котором описана история отношения Чехова с Лидией Авиловой, и в образ писателя хорошо вжился актёр Кирилл Пирогов. А фильм Рене Фере, извините, не для нас, а для французов...
Коля в шлеме подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *