Рецензия на фильм «Иуда и чёрный мессия» (Judas and the Black Messiah) (3118)

Кто из вас выдаст меня?...

Когда-то фильм режиссера Шака Кинга анонсировали как смесь «Конформиста» и «Отступников», но итоговый результат скорее напоминает экранизацию жития святого - ни о каком политическом психологизме фильма Бертолуччи или волнения за судьбу двойного агента из триллера Скорсезе и речи не идет. Здесь все сильно упрощено: есть чёрный активист Фред Хэмптон, блистательно сыгранный Дэниелом Калуя, а противостоят ему обрюзгшие фэбээровцы, которые возмущаются из-за идей о равноправии, во всем видят пропаганду коммунизма и готовы любыми способами устранить баламута, угрожающего традиционным американским ценностям. В главных ролях - Лакит Стэнфилд, Дэниэл Калуя, Джесси Племонс, Доминик Фишбэк, Эштон Сандерс, Элджи Смит, Даррел Бритт-Гибсон, Лил Рел Ховери, Доминик Торн, Мартин Шин. Хронометраж- 02:06. Рейтинг R. Премьера (мир) - 01.02.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: 1968 год. Мелкий аферист Мартин О’Нил (Лакит Стэнфилд) конфискует дорогие авто, прикрываясь поддельным жетоном ФБР. Счастье длится недолго: после очередного угона его ловят настоящие фэбээровцы. Мошеннику предлагают выбор: либо отсидеть шесть с половиной лет в тюрьме, либо стать двойным агентом и внедриться в чикагскую ячейку «Черных пантер». Цель - сеять хаос изнутри, сливать важную информацию и следить за харизматичным лидером партии, цитирующим Че и Мао Фредом Хэмптоном (Дэниэл Калуя), в котором спецслужбы видят «черного мессию». О’Нил, очевидно, соглашается на последнее, еще не догадываясь, что в итоге поможет спецслужбам в убийстве Хэмптона...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: шесть лет назад «Оскар» попал в неприятный расистский скандал, начавшийся из-за хэштега #oscarsowhite. Одна из его главных причин - отсутствие актерских и режиссерских номинаций вышедшей тогда драмы «Сельма» о мирных протестных акциях, организованных Мартином Лютером Кингом. Как раз с фильма Авы ДюВерней и хочется начать разговор об «Иуде и черном мессии»: нет, не о том, что за эти шесть лет изменился политический климат и теперь академики признают «черное» кино. Оба фильма - очевидные претенденты на Оскар, «важные» байопики о том, как протестное движение 60-х резонирует с нашим временем и BLM. Однако если «Сельма» - это такой академичный и расчетливый байопик, который знает, когда выдавить у зрителя слезу, а когда заставить его возмущаться несправедливостью, то «ИИЧМ» - визионерское и экспрессивное «черное» кино, которое не боится рисковать и ошибаться.Когда-то фильм анонсировали как смесь «Конформиста» и «Отступников», но итоговый результат скорее напоминает экранизацию жития святого - ни о каком политическом психологизме фильма Бертолуччи или волнения за судьбу двойного агента из триллера Скорсезе и речи не идет. Здесь все сильно упрощено: есть Хэмптон, блистательно сыгранный Дэниелом Калуя, который понимает, что харизматичный лидер в кино - это не только переигрывание во время выступления перед публикой. Молодой политик умудряется объединить латиноамериканских радикалов, криминальных афроамериканцев и реднеков города, попутно собирая деньги на бесплатные завтраки для малоимущих школьников. Противостоят ему обрюзгшие фэбээровцы, которые возмущаются из-за идей о равноправии, во всем видят пропаганду коммунизма и готовы любыми способами устранить баламута, угрожающего традиционным американским ценностям.Примитивная драматургия с противостоянием добра и зла выглядела бы нелепо в выдуманном фильме, но для байопика, подтвержденного историческими фактами и проводящего параллели с библейскими сюжетами, это более чем простительно. За эмоциональную глубину здесь отвечает оказавшийся меж двух огней О’Нил (Лакит Стэнфилд) - самая интересная фигура в фильме: он вроде бы не чувствует угрызений совести из-за предательства и наслаждается деньгами ФБР, но в самый ответственный момент понимает глобальные последствия поступка для афроамериканского сообщества. В воздухе, понятное дело, висит главный вопрос: насколько это вообще интересно смотреть нашему зрителю, которого не волнует наследие Хэмптона и который по синопсису наперед знает, чем все закончится. Даже если отбросить идейную сторону фильма - будь то предательство своего народа, концепт жертвенности или абсолютно дикая и нелегитимная политика ФБР, — «Иуда и черный мессия» смотрится как динамично поставленный политический триллер, у которого больше общего с представителями жанра из 70-х годов, чем с современными боевиками. В конце концов фильм хорошо работает как напоминание о том, что делает власть с особо крикливыми и неугодными политиками, - злободневная, кажется, тема. (Алихан Исрапилов)

 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *