Рецензия на спектакль «Механічний апельсин» (3271)

«Я поведу тебя в театр» - сказала мне жена. На этот раз давали «Механічний апельсин» - оригинальное прочтение классического фильма Стэнли Кубрика от грузинского режиссёра Автандила Варсимашвили. По его словам, роман Энтони Берджеса не считался серьёзной литературой, но, благодаря картине 1971 года, попал в список 100 самых значимых британских романов, начиная с 1923 года по наше время. Приятно, что Киевский театр на Подоле (главный режиссёр Виталий Малахов) продолжает серию спектаклей на основе культовых романов. В главных ролях - Кирилл Карпук, Дмитрий Грицай, Артем Каратаев, Максим Коцюк, Андрей Пархоменко, Оксана Анищенкова, Иван Завгородний, Кирилл Николаев, Сергей Гринин, Костантин Темляк, Станислав Мельник, Александра Пашкова, Елена Завгородняя, Александр Данильченко, Михаил Кришталь, Елена Свирская, Ксения Лисюк,  Екатерина Полетаева. Премьера (Украина) - 04.06.2021 (Киевский Театр на Подоле). Оценка www.kino-nik.com 4,5/10

О ЧЕМ КИНО: пожалуй, сюжет пересказывать нет смысла. Роман Энтони Берджеса был опубликован в 1962 году, а фильм Стэнли Кубрика вышел на экраны в 1971-м. Он рассказывал о малоадекватном британском пацане, которого подвергли медицинским экспериментам, призванным снизить его агрессивность. В спектакле Автандила Варсимашвили действие переносится в Украину 90-х, а компанию городскому гопнику Алексу (Дмитрий Грицай) составляют двое недалеких селюков и парень, который воевал за независимость Грузии в Сухуми... ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Механический апельсин» Энтони Берджеса в постановке Автандила Варсимашвили рассказывает о 90-х годах, когда руководили те, у кого было оружие. Мы говорим о марионетках-политиках, о войне, которая безжалостно перемалывает человека, о детских мечтах, о дружбе и любви. Пьеса актуализируется за счет привязок ко времени, которое мы помним, а вечные темы позволяют ей быть близкой даже для тех, кто не знал эпоху перестройки», рассказывает о предстоящей представление руководитель литературно-драматургической части театра на Подоле Оксана Прибиш.Главное отличие постановки Театра на Подоле от классического фильма - это возраст главных героев и место их проживания. В картине Стэнли Кубрика пацанам около 15 лет и это типичная гоповатая мразота. При этом, живут они в городской среде и привычки имеют городские. «Наши» живут в 90-х, но их поведение явно из 2014 года и далее… Если английские пацаны ни на что особо не претендуют и, соответственно, ничего не добиваются, адаптация Автандила Варсимашвили выглядит, по меньшей мере, любопытно. Не раскрывая подробностей постановки, скажу лишь, что спектакль «Механічний апельсин» поставлен именно «по мотивам» - «насмотренного» зрителя многое в нем не только удивит, но даже ошарашит. Прежде всего, главным героем неожиданно становится не Алекс (Малькольм МакДауэлл в фильме Стэнли Кубрика), а Джорджи - имя британского актёра, сыгравшего эту роль, никто уже и не вспомнит! Зато Кирилл Карпук со своей энергией и харизмой, крадет каждый эпизод у лидера банды в исполнении отличного, но, на мой взгляд, не подходящего на роль Алекса, актёра Дмитрия Грицая. Режиссёр Автандил Варсимашвили профессионально сделал свою работу - фильм Кубрика выглядел весьма театрально и, благодаря современным технологиям, постановка Театра на Подоле смотрится, как минимум, не хуже. А вот попытки соответствовать современной конъюнктуре иногда выглядят откровенно неуклюже. Сомневаюсь, что Варсимашвили, который числится автором пьесы «по мотивам», хорошо владеет украинским языком. Думаю, он не совсем понимает смысл некоторых эпизодов. Например, английский, русский и украинский доктора  отбирают одного из парней для эксперимента. Русский доктор спрашивает: «Темний - это тёмный?», а украинский доктор ему отвечает: «Робите успіхи!». Вы это серьезно!? Умиляют слова ди-джея, он же продавец дисков, насчёт российской попсы: «Сміття не держимо», при этом в качестве альтернативы предлагается Виктор Павлик «Ні обіцянок ні пробачень..». Вы что, с дуба рухнули? Или это какой-то иезуитский стеб? Мягко говоря, удивило несоответствие блестящего технического оснащения постановки (низкий поклон работникам Театра на Подоле) и численно скудного актерского состава. Не меняя грима, одежды, париков или, хотя бы, интонаций, на сцене появляются умершие недавно персонажи, что вносит забавную неразбериху в действие.  РЕЗЮМЕ: театралов, которые придут на спектакль «Механічний апельсин» Театра на Подоле, ожидает сюрприз - с классическим фильмом Стэнли Кубрика постановка знаменитого грузинского режиссёра Автандила Варсимашвили имеет очень мало общего. Это абсолютно оригинальное прочтение известного сюжета, которое может нравиться или не нравиться, но, по крайней мере, заслуживает пристального внимания...

 Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *