Рецензия на сериал “Жизни матрешки” (Russian Doll) (2266)

8-серийная “Жизнь маирешки” - это еще один проект, заимствующий идею временной петли: главный герой снова и снова повторяет один и тот же день. В этот раз вместо Билла Мюррея в петлю попала актриса Наташа Лионн — ее героиня Надя после каждого летального несчастного случая “перерождается” прямо в разгар вечеринки по случаю своего дня рождения. Снова и снова. Лионн одновременно стала еще шоураннером, сценаристом и продюсером сериала. С написанием сценария ей помогала актриса Эми Полер, а с режиссурой — Лесли Хэдланд и Джеми Бэббит (у Бэббит за плечами эпизоды в "Удивительной миссис Мейзел"). Netflix сняли свой “День сурка”, и это определённо лучший сериал первой половины года. В ролях - Грета Ли, Ребекка Хендерсон, Элизабет Эшли, Джереми Бобб, Чарли Барнетт, Ритеш Раджан, Юл Васкес, Даша Поланко, Брендан Секстон III. Хронометраж одной серии – 0:30. Мировая премьера – 01.02.2019 (Netflix). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: рыжеволосая разработчик компьютерных игр с русским именем Надя (Наташа Лионн) и говорящей для англичан фамилией Вульвоков, отправляется на вечеринку в свою честь. Ей уже 36, жизни давно никто не учит, поэтому живет она, собственно, в свое удовольствие. Затянувшись странным израильским косяком, она отправляется заниматься сексом с противным профессором литературы, а потом пускается в ночную одиссею на поиски пропавшего кота. Тут-то ее настигает смерть в виде ярко-желтого такси. Ошарашенная девушка сразу открывает глаза напротив зеркала в туалете на вечеринке в ее честь и под песню 'Gotta Get Up’ Харри Нильссона пытается понять, какого черта происходит? Потом снова умирает, открывает глаза напротив зеркала в туалете на вечеринке в ее честь и под песню 'Gotta Get Up’ Харри Нильссона пытается понять, какого черта происходит?...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: несмотря общие мотивы и идею с «Днем сурка» 1993 года, выходу «Матрешки» мы обязаны не столько культовой классике, сколько нашумевшему два года назад подростковому слэшеру. Да, тому самому, где высокомерную студентку каждый день убивал маньяк в маске младенца — фильму «Счастливого дня смерти», внесшего в формулу «Сурка» элементы хоррора. Фильм, может, и не стал эталонным слэшером, но определенно оказался хитом — на это намекали как отзывы, так и внушительный бокс-офис.
Netflix, очевидно, не смог пройти мимо хайпа и решил сделать свою версию интепретированного «Дня сурка» — заменив хоррор черной комедией, а актрису-новичка — ветеранкой Наташей Лионн. Получилось в разы лучше «Дня смерти». 39-летнюю Наташу Лионн вы наверняка видели в «Американских пирогах» или сериале-гиганте от все того же Netflix «Оранжевый — хит сезона». В последнем актриса многие эпизоды тащила на себе — ее манера речи и харизма сделали персонажа Никки беспроигрышным фаворитом зрителей, которая порой перетягивала на себя внимание даже с основных сюжетных линий.
В «Матрешке» происходит примерно то же самое — разве что помимо главной героини Лионн одновременно стала еще шоураннером, сценаристом и продюсером сериала. С написанием сценария ей помогала актриса Эми Полер, а с режиссурой — Лесли Хэдланд и Джеми Бэббит (у Бэббит за плечами эпизоды в «Удивительной миссис Мейзел» и еще ряда культовых сериалов вроде «Девочек Гилмор»). Долго думать над персонажем Лионн в «Матрешке», очевидно, не стали, и актриса просто еще раз воплотила в жизнь свое амплуа — циничную, бесцеремонную и дерзкую Никки из «Оранжевый — хит сезона». Что пошло новому сериалу только на пользу — потому что это то самое шоу, которое держится исключительно на одном актере и его уникальной игре.
Надя десятки раз проживает один и тот же день — то со страхом, то со злостью, то с полным пофигизмом. Она искрит шутками и колкими замечаниями, которые, скорее всего, написала сама Лионн, и которая только она и смогла бы «правильно» и настолько смешно исполнить. Конечно, после нескольких попыток героиня начинает пытаться разобраться в происходящем — выбраться из петли или хотя бы найти логичное объяснение ее существованию.
И тут (примерно к серии третьей) череда забавных смертей и острых реплик, по идеи, должна закончиться — пришло время заевшего морализаторства, которое уже было и в «Дне сурке», и «Счастливом дне смерти». Вместо этого же «Матрешка» препарирует клише. Сериал вводит нового персонажа — Алана (Чарли Барнетт), который тоже завис в петле, напрямую связанной с Надей, что продолжает поддерживать интерес к просмотру. Но не волнуйтесь, через пару эпизодов мы таки дойдем до темы с «герой много раз посмотрел на свою жизнь со стороны и кардинально изменился». Пока же сериал делает все грамотно.
Пару секунд назад Надя снова упала с лестницы и что-то сломала, а сейчас она стоит напротив туалетного зеркала, в очередной раз пытаясь найти выход из временной петли-ловушки. И так восемь серий.
Концовка с переосмысливающим свою жизнь главным героем — основная проблема концепции «Дня сурка», которая кочует из проекта в проект, и которой до сих пор не придумали свежую, оригинальную замену. «Матрешка» же не стала новатором, но как может оттягивает шаблон с концовкой — играет вокруг своих персонажей и «сурковой» идеи, в целом. Введение Алана не только разбавляет портрет Нади (персонаж Барнетта — маниакальный перфекционист и само воплощение вежливости), но и делает основную сюжетную линию интереснее — тут идут и размышления о теориях временных линий, и еще больший акцент на расследовании причин образования петли. «Матрешка» выжимает из своего сценария весь доступный максимум. В первых сериях он упирается в количество (и качество!) юмора с оригинальными смертями, а после плавно переходит в подобие детектива, завершая семейной и довольно депрессивной драмой.
И все это за восемь серий с хронометражем в 25-30 минут — временем, с лихвой покрывающим смешную и исследовательскую части сериала, но которого катастрофически не хватает на раскрытие серьезных моментов. Потому что 40 минут банально недостаточно для отражения хорошей драмы — из-за чего она попросту скатывается в набор скучных нравоучений. (Егор Парфененков)
РЕЗЮМЕ: «Матрешка» — это остроумный и качественно-выверенный сериал, который, может, и проседает в финале, но по пути не разочаровывает ни в одном повествовательном элементе или сюжетной детали. Во многом этому поспособствовал хронометраж: формат мини-сериала идеально вписался в концепт «Сурка», что не дало сериалу зациклиться на одном жанре или истории. И да, для тех кто ждет шутки со схожестью главной героини с Аллой Пугачевой — она здесь будет, да еще и с приплетенным Киркоровым. Правда, только в русских субтитрах и непосредственно на Netflix — в оригинале же Надя сравнивает себя с актером Эндрю Дайсом Клэем и девочкой из мультфильма «Храбрая сердцем». Что звучит смешнее — решайте сами…
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *