Рецензия на фильм «Зоряні війни: Останні джедаї» («Звёздные войны: Последние джедаи» Star Wars: The Last Jedi) (1772)

Каждый новый эпизод "Звездных войн" заставляет поклонников вступать друг с другом в ожесточенные споры. Любой фильм после классики одни называют лучшим и превосходящим оригинал, а другие готовы заказывать полюбившейся серии траурные венки. Тем не менее, многие критики уже называют режиссера Райана Джонсона "новым Джорджем Лукасом". В главных ролях - Марк Хэмилл, Кэрри Фишер, Адам Драйвер, Дэйзи Ридли, Джон Бойега, Оскар Айзек, Энди Серкис, Лупита Нионго, Донал Глисон, Энтони Дэниелс. Хронометраж - 02:32. Мировая премьера - 09.12.2017. Премьера в Украине - 14.12.2017 (B&H Film Distribution Company). Оценка www.kino-nik.ru 7/10

О ЧЕМ КИНО: новая история о противостоянии света и тьмы, добра и зла начинается после гибели Хана Соло. В Галактике, где Первый Орден и Сопротивление яростно сражаются друг с другом в войне, героиня Рей (Дэйзи Ридли) пробудила в себе Силу. Но что произойдет, когда она встретится с единственным оставшимся в живых рыцарем-джедаем — Люком Скайуокером (Марк Хэмилл)?  Кайло Рен (Адам Драйвер) перешел на Темную сторону Силы и убил собственного отца, заняв высокую позицию в Первом Ордене. Но куда приведут его неуемные амбиции, подаренные по наследству грозным дедом Дартом Вейдером? Ситуация обострится еще больше, когда мать Кайло, лидер Сопротивления Лея (Кэрри Фишер), вместе с По, Финном и BB-8 приступит к новой миссии...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: каждый новый эпизод "Звездных войн" заставляет поклонников вступать друг с другом в ожесточенные споры. Любой фильм после классики одни называют лучшим и превосходящим оригинал, а другие готовы заказывать полюбившейся серии траурные венки. "Последние джедаи" позиционировались как современная версия эпизода "Империя наносит ответный удар", то есть более темная и более серьезная глава, чем предшественник. Как и 37 лет назад с идеологическим вдохновителем в фанатском сообществе начались споры, причем характерные: золотой середины нет. Либо однозначный отличный фильм, либо однозначный провал.
Легко понять, почему критики и отдельные почитатели "Звездных войн" пищали от восторга, словно BB-8. "Последние джедаи" состоят из фан-сервиса, причем его здесь настолько много, что картина зачастую скатывается в самоповторы предыдущих фильмов линейки, вплоть до практически полной репродукции сцен из той же "Империи..."
Второй причиной успеха фильма Райана Джонсона может служить визуальная составляющая. Эпизод действительно отлично поставлен. Здесь есть и причудливый дизайн, за который серию обожают все. С другой стороны, наконец-то будет удовлетворена потребность фанатов в собственно звездных войнах. Космические баталии составляют важную часть картины. Бои на световых мечах захватывающие, цвета насыщенные, каждая планета отличается от другой (от покрытых солями пустошей до межгалактического Монте-Карло). Иными словами, здесь удовлетворены самые смелые ожидания по реализации контента.
А третьей, и, наверное, главной причиной, за что можно похвалить "Последних джедаев", является развитие тех или иных идей и персонажей. Зачастую в "Звездных войнах" была видна идея, что светлая сторона Силы не означает добро, равно как и темная не всегда отвечает за зло. И это в мире, казалось бы, сотканном из черного и белого! Режиссер, который является и автором сценария, старается в какой-то степени исследовать эту мысль. Герои также не стоят на месте, а проходят эволюцию. Рей получила мощный эмоциональный толчок своему джедайскому становлению. Финн и прочее Сопротивление продолжают партизанскую войну, а Кайло Рен из какого-то второсортного нытика и пародии на Дарта Вейдера стал достаточно трагическим персонажем. Более того, значительную роль в повествовании играет и "старая гвардия": возвращается принцесса Лея (памяти Кэрри Фишер посвящен фильм) и, конечно же, Люк Скайуокер. Много воды утекло со времен оригинальной трилогии, и эти знаменитые спасители Галактики также изменились....
ДРУГОЕ МНЕНИЕ: в предисловии к книжной версии "Путеводителя автостопом по галактике" Дуглас Адамс писал, что в процессе работы над материалом, переделывания его из радио-версии в книгу, теле- и киносценарии, в сюжете постоянно происходили изменения. Так, в новых версиях старые персонажи начинали вести себя либо совершенно иначе, чем в предыдущих, либо говорили и делали то же самое, но совершенно с другой мотивацией, что, со слов автора, практически одно и то же, но здорово экономит время на переписывании диалогов. Во время просмотра «Последних джедаев» не покидает ощущение, что Райан Джонсон, по вредной привычке многих режиссёров взявшийся ещё и за работу автора сценария, поступил точь в точь по заветам английского писателя. Если Дж. Дж. Абрамс в "Пробуждении силы" цитировал классическую трилогию на уровне отдельных образов, вызывая у зрителей старшего поколения точечные приступы ностальгии, то Джонсон наполнил восьмой эпизод крупно порубленными кусками из четвёртого-шестого, перемешанными хронологически и с той самой изменённой мотивацией героев, которая позволяет практически покадрово воспроизводить классику, но с принципиально другим результатом в плане сюжетных последствий. В результате зритель с изумлением видит разыгранную другими персонажами сцену из "Возвращения джедая", которая сменяется кадрами "Новой надежды", переходящими в целый огромный кусок эпизода "Империя наносит ответный удар". Если Райан Джонсон искренне считает умение разобрать чужой конструктор и переставить кубики местами единственным требованием к кинодраматургу, то у нас для него плохие новости.
Классическая трилогия "ЗВ" - не единственный источник киноцитат для режиссёра "Последних джедаев". Джонсон беззастенчиво воспроизводит целую сцену "Властелина колец: Две крепости", легендарный кадр "Шрека" и даже чуть-чуть "Гарри Поттера" - всё полезно, что в рот полезло. Нельзя утверждать, что всё это шито белыми нитками и незрелищно - зрелищно и довольно гладко, но, если Disney собирается развивать приобретённую за немалые деньги франшизу, а не просто бесконечно тасовать нарисованную Лукасом колоду, на следующий фильм стоит пригласить драматурга поспособнее. Хотя бы для того, чтобы внятно объяснить, наконец, зрителям, откуда взялся Первый Орден, и что это вообще такое?
В каком-то смысле обращение к классическому сюжету понятно - с момента выхода первого фильма прошло ровно 40 лет, за это время еврейский народ, ведомый Моисеем, успел забыть всю свою жизнь в египетском плену, чего уж говорить о современных зрителях, которые не помнят прошлогодних "оскаровских" лауреатов и судят о фильмах исключительно по уровню спецэффектов. По этому критерию для них классическая трилогия "слишком примитивна". Пусть хоть так посмотрят, тем более, что куски для цитирования Джонсон выбрал действительно выдающиеся, а сам факт обращения к материалу классической трилогии в таком постмодернистском ключе окончательно возводит её в ранг нетленного.
Если сюжетные повороты и диалоги, будучи предметами нематериальными, тлению действительно не подвержены, то этого, к сожалению, никак нельзя сказать об актёрах. Юный, стремительный, улыбчивый Люк Скайуокер превратился в пожилого несколько обрюзгшего мужчину со следами непростой жизни на лице, а прекрасная принцесса Лея - в столь же пожилую женщину с сединой в некогда нахально-затейливой причёске, и в кадре Лея больше стоит, чем двигается, и больше сидит, чем стоит. Но - и снова постмодернизм вдребезги проигрывает классике - несмотря на значительный перевес в численности и экранном времени, молодое поколение актёров вчистую уступает старому. Марк Хэмилл безоговорочно стал главной звездой фильма, переиграв и Дэйзи Ридли (хотя это было несложно), и всех остальных по списку. Кульминационная сцена с его участием особенно хороша и достойна лучших моментов всей эпопеи, равно как и философская беседа с другим, к счастью не подверженным возрастным изменениям, персонажем классической трилогии. Всё, сыгранное молодым поколением, находится по-актёрски на уровень ниже.
Единственный из юных, кто сумел составить конкуренцию ветеранам - Адам Драйвер, который в "Последних джедаях" показал на удивление достойную актёрскую игру и составил такую необходимую оппозицию Хэмиллу. Его персонаж получился сложным, неоднозначным и при этом целостным, смотреть на него несравнимо приятнее, чем в "Пробуждении силы". Возможно, причиной тому крайне удачное решение гримёров, полностью в новом фильме избавивших зрителей от малоприятного зрелища ушей Кайло Рена, делавших из того, кто должен был стать грозным антагонистом, несуразно комического персонажа. Впрочем, несмотря на очевидный прогресс, этот герой всё-таки, цитируя фильм, "не Вейдер".
Какими бы ни были сюжет и актёрская игра, на "Звёздные войны", как уже было сказано, большинство зрителей ходит совсем за другим. Со зрелищной точки зрения киноэпопея, в течение десятилетий являвшаяся эталоном и задававшая стандарты в этой области, осталась на высоте. Однако зрелищности в "Последних джедаях" было принесено в жертву слишком много здравого смысла. Летящие по параболе в открытом космосе энергетические заряды, космические бомбардировщики с подчиняющимися законам гравитации бомбами, "спидеры", которые во время набора скорости цепляются крюками за почву исключительно с целью поднять за собой красивый шлейф красных брызг… Требовать от фантастического фильма строгого соблюдения законов физики глупо, но количество несуразностей в определённый момент начинает зашкаливать. Космические сражения, являющиеся фирменной фишкой "Звёздных войн", серьёзно уступают по картинке недавнему "Изгою - один" и напоминают скорее морской бой, ведущийся в одной плоскости, чем привычные по другим эпизодам трёхмерные бои роёв космических истребителей. Да и масштаб этих сражений намного "жиже", чем в предыдущих сериях, и одними только сюжетными ограничениями этого не объяснишь. Что же в итоге? А в итоге, как это ни удивительно, получилось вполне смотрибельное и стройное зрелище. Как множество отдельных недостатков человека создают иногда особый тип нестандартной привлекательности, так и огрехи "Последних джедаев" не мешают фильму доставлять зрителю удовольствие и создавать ощущение не зря проведённых двух с половиной часов. А может быть просто настоящая любовь прощает все недостатки и не проходит даже через 40 лет...
РЕЗЮМЕ: многие критики уже называют режиссера Райана Джонсона "новым Джорджем Лукасом" и он действительно проделал отличную работу. "Звездные войны: Последние джедаи" смотрятся как вполне самостоятельная картина. Более того, это настоящий огромный прыжок для всех поклонников "Звездных войн"...
 подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *