Рецензия на фильм «Жвалы» (film Mandibules) (3310)

В прокат вышел фильм «Жвалы», абсурдная комедия о путешествии двух друзей по дорогам Франции с гигантской мухой в багажнике. Режиссер, автор сценария, оператор и режиссер монтажа этой истории - Квентин Дюпьё, признанный мастер несмешных комедий, нестрашных хорроров и вообще довольно странных, не похожих ни на что фильмов. Странное, на первый взгляд, название его нового фильма обозначает всего лишь челюсти у членистоногих.  В главных ролях - Давид Марсе, Грегуар Людиг, Адель Экзаркопулос, Индия Хэйр, Ромео Элвис, Корали Руссье, Брюно Лоше, Рафаэль Кенар, Гаспар Ожэ, Тома Бланшар. Хронометраж - 01:17. Премьера (мир) - 05.09.2020. Премьера (РФ) - 24.06.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Маню и Жан-Габ два друга-дегенерата (тупой и еще тупее), раздолбаи за тридцать, безнадежно застрявшие в блаженном пубертате, пересыпающие французскую речь нелепыми англицизмами и дурацким жестом «торо» (приветствие пальцами, сложенными «козой»). Жан-Габ (Давид Марсе) живет с мамой. Маню (Грегуар Людиг) - на улице: спит на пляже, неспособный рассчитать высоту прилива и к утру неизбежно подмокающий вместе со спальным мешком. Но скоро все изменится - кореш попросил Маню об услуге. Надо всего-то взять кейс у бандитов в пункте А, отвезти его в пункт B и получить полтыщи евро. Машины у друзей нет, способностей угонщиков тоже, но на стоянке они счастливо обнаруживают незапертую колымагу. В пути из багажника начинает раздаваться странное шуршание, а открыв его, друзья обнаруживают там метровую муху. Подклеив ей крылья скотчем и дав имя Доминик, Маню и Жан-Габ продолжают путешествие, полное удивительных встреч и странных приключений. На Доминик у них, кстати, тут же образуются оригинальные планы: Жан-Габ хочет приручить насекомое и натренировать его на манер охотничьего пса или живого дрона, перед которым не устоит ни один банк…ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: откровенно бутафорская, сделанная из тряпок и проволоки, муха и правда больше похожа на механический гаджет, чем на живое существо. Но у зрителей, знакомых со странными фильмами француза Квентина Дюпьё, эта деталь, как и весь абсурд истории, не должна вызывать удивления. Дюпьё успел снять то ли несмешные комедии, то ли нестрашные хорроры о разумной смертоносной покрышке, поднимающей восстание каучуковых изделий в американских прериях («Шина», 2010), и о куртке из оленьей кожи, превращающей своего хозяина в серийного маньяка-кинолюбителя («Оленья кожа», 2019). А также фильм о поисках самого жуткого вопля («Реальность», 2014) и картину неопределенного жанра «Неправильные копы» (2012–2013), в создании которой приняли участие Мэрилин Мэнсон, Грейс Забриски, Эрик Робертс и даже Сергей Сельянов. Кроме того, Дюпьё - музыкант-электронщик, и его можно было увидеть в документалке про Лорана Гарнье («Лоран Гарнье: электрошок») в программе Beat Film Festival этого года.Дюпьё вообще знаменит изобретательным кастингом: роль небритого, сходящего с ума обладателя роскошной замшевой куртки в «Оленьей коже» играл франт Жан Дюжарден, а невезучего кинооператора, охотящегося за криками ужаса, - Ален Шаба, безобиднейший французский комик, работающий в стилистике Лесли Нильсена и озвучивающий Шрека во французской локализации мультфраншизы. В «Жвалах» главными героями стали Давид Марсе и Грегуар Людиг из знаменитого французского комического дуэта «Пальмашоу», а в роли мнительной девушки с дефектом речи, которая все время кричит, на радость синефилам появляется и Адель Экзаркопулос. Кто-нибудь узнает и звезду бельгийского рэпа Ромео Элвиса, который появляется в «Жвалах» в эпизодической роли. При этом Дюпьё - не какой-то трэшмейкер-маргинал. Все это его фирменное безумие регулярно появляется на больших кинофестивалях: «Жвалы» и «Реальность» были в Венеции, «Оленья кожа» - в Канне, а в каталонском Сиджесе Дюпьё вообще свой человек. И даже при том, что - в отличие, скажем, от саркастических комедий Делепина и Керверна - его фильмы равно лишены и морали, и внятной злободневности, их ценят прежде всего за узнаваемый и изощренный авторский стиль: каким бы странным, алогичным, возмутительно дурацким ни был мир Дюпьё, он несет на себе явный отпечаток манеры своего создателя. Важнейшую роль в этой гротескной вселенной играют машины. Не только крупные старомодные автомобили с вместительными багажниками, появляющиеся практически в каждой его картине (трогательная дань американскому кино), но и герои-машины - автоматы, протогаджеты, обретающие волю и свободу действий. Проклятая куртка, овладевающая телом своего носителя. Выброшенная на свалку шина, открывающая в себе способность сперва убивать, затем любить и даже смотреть телевизор. Бутафорская дрессированная муха, наконец. Да и сам сюжет «Жвал» - вроде бы дурацкое и нелепое путешествие в сторону от заявленной в начале цели - тоже работает как потерявшая управление нарративная машина. Путешествие Маню и Жан-Габа в целом проходит по плану усредненного криминального роуд-муви, только вместо стандартного чемодана с миллионом (или килограммом кокаина) в багажнике угнанной машины оказывается странная муха, главную опасность для героев представляют не встреченные ими по дороге незнакомцы, а они сами (взятый парочкой в заложники старик успешно удирает, зато сами они чуть не сгорают заживо при попытке поджарить свиные ребрышки). А чреватая классовым конфликтом, как, например, в «Вальсирующих» Бертрана Блие, встреча нашей парочки люмпенов с группой дачников-буржуа проваливается в такую пучину абсурда, что разрубить этот сюжетный узел можно только вызовом скорой психиатрической - что Дюпьё и делает. (Василий Корецкий)РЕЗЮМЕ: если вдуматься, дикие приключения Маню и Жан-Габа не более абсурдны, чем сюжеты многих, если так можно выразиться, нормативных картин. Программный монолог о фундаментальной алогичности голливудских хитов - от «Инопланетянина» до «Пианиста» - даже был когда-то написан Дюпьё и произнесен полицейским-резонером в «Шине»: «Почему E.T. именно коричневый? Почему пианист-виртуоз нищенствует?» 

  подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *