Рецензия на фильм «Жена художника» (film The Artist’s Wife) (3713)

«Я создаю искусство. Она создает всю оставшуюся жизнь»…

В 2019 году казалось весьма вероятным, что с седьмой попытки Гленн Клоуз, наконец, получит Оскар за лучшую женскую роль. Как мы все знаем, этому не суждено было случиться - на пути встала некая Оливия Колман с «Фавориткой». Вполне возможно, за похожую роль престижную премию получит блестящая Лена Олин, сыгравшая в драме «Жена художника» Тома Долби (продюсер фильма «Назови меня своим именем»). Внутри нарратива о двух творческих людях постановщик очень точно расставляет акценты относительно взаимоотношений в браке и избегает возможности давить на феминистскую повестку. Схожесть концептов фильма Долби и «Жены» Бьёрна Рунге оказывается весьма поверхностной. В интерпретации Долби речь идёт о пробуждении главной героини, слишком долго засидевшейся в музах у живого классика. В главных ролях - Лена Олин, Брюс Дерн, Джульет Райлэнс, Рави Кэбот-Кониерс, Эван Джогиа, Стефани Пауэрс, Тоня Пинкинс, Кэти Куртин, Лукас Хэссел, Элиз Сантора. Хронометраж - 01:34. Рейтинг R. Премьера (мир) - 25.09.2020. Цифровой релиз - 02.05.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: заботливая жена, посвятившая всю свою жизнь талантливому художнику, но очень не простому в плане характера мужу, начинает замечать, что ее спутник жизни меняется на глазах. Ричард Смитсон (Брюс Дерн) начинает забывать имена и события, часто его настроение портится без причины. Своим ученикам он заявляет: «Я пострадал за свое искусство, а теперь заставлю страдать и вас». Клэр (Лена Олин) очень переживает и ищет объяснения этим переменам. Муж активно отказывается от какой-либо помощи, полагая, что вполне способен «обслуживать» себя сам. Но это не так…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в экранной истории Тома Долби прослеживаются очевидные параллели и проекции с семейной парой известных абстракционистов Ли Краснер и Джексона Поллока. В образе такого же художника-абстракциониста 85-летний Брюс Дерн («Великий Гэтсби», «Арахисовый сокол», «Омерзительная восьмерка») концентрирует в себе наиболее типичные черты страдающего от бессилия мастера. Очень точно Долби создает метафору для героя - у седовласого Ричарда Смитсона возникают ощутимые провалы в ощущении реальности и его эксцентричная покупка вычурных часов,  которые стоят целое состояние, выглядит очевидным намеком на потерю связи с временем.
В отличие от мужа Клэр (67-летняя 
Лена Олин - «Невыносимая легкость бытия», «Оскар-1989» за роль второго плана в фильме «Враги: история любви») еще полна сил, хотя и у нее иногда случается явный конфликт между телом топ-модели и уже немолодым и по-своему инертным разумом. Схожесть концептов фильма Долби и «Жены» Бьёрна Рунге оказывается весьма поверхностной. В лице Лены Олин режиссер находит женщину раскрепощенную и умную, абсолютно уверенную в себе и своей сексуальности, причем благодаря отношениям между Клэр и Ричардом можно еще раз убедиться, что совсем не обязательно физическая страсть снижается с возрастом.
Чтобы еще раз показать, что возраст для художника может оставаться лишь цифрой в паспорте, Долби вводит в фильм Аду Ризи (
Стефани Пауэрс), ровесницу Ричарда, которая еще готова представлять двусмысленные инсталляции и использовать свое обнаженное тело как арт-объект. Именно посещение выставки героини Пауэрс наводит Клэр на мысль о том, что она может тайно от всех начать творить в наспех подготовленной мастерской. Причем именно актерская фактура Олин делает убедительным этот шаг. Том Долби передает большую часть нитей сюжета именно ей и делает ответственной не только за грациозную красоту в кадре, но и еще замыкает именно на ней все эмоциональные моменты, когда ее огонь оживляет местами спорный сюжет. «Жена художника» оказывается для Лены Олин очень своевременным проектом, где авантюрный талант актрисы, готовой рисковать без скидок на возраст, реализуется в полной мере и выдает местами даже провокационные моменты. Гленн Клоуз в 2019 году получила номинацию на «Оскар» за свою роль в «Жене», а Олин вполне может завоевать престижную премию.

Внутри нарратива о двух творческих людях Том Долби очень точно расставляет акценты относительно взаимоотношений в браке и избегает возможности давить на феминистскую повестку. Постановщику крайне важно показать персонажа Олин именно с традиционной позиции, как женщину, желающую умеренных перемен, но не нарушающую привычные стереотипы. Главная героиня несмотря на свой шарм и магнетическую харизму получилась у Лены Олин по-женски уязвимой и временами даже слишком рефлексирующей относительно своего прошлого, когда она стала для гения абстракции Женщиной во всех возможных смыслах. Он говорит даже: «Я создаю искусство. Она создает всю оставшуюся жизнь»…

РЕЗЮМЕ: самой большой проблемой «Жены художника» является ее неровный тон. В то время как Лена Олин дает зрителям достаточно причин для продолжения просмотра, режиссер Том Долби, похоже, не может понять, что это за фильм. Это комедия? Драма? Семейная мелодрама? Есть немало увлекательных историй, которые нужно рассказать о людях старше 65 лет. Но не каждый режиссер сумеет сделать это с тактом и, к тому же, заинтересовать зрителей. Однако, благодаря блестящей игре Лены Олин фильм Тома Долби  выглядит лучше, чем он есть…
Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *