Рецензия на фильм “Здесь была Бритт-Мари” (Britt-Marie var har) (2276)

Мэри Поппинс по-шведски…

В далёком 2012-м никто и слыхом не слыхивал ни про какого Фредрика Бакмана. Сейчас он — практически шведская Дж. К. Роулинг, только для взрослых и без магии в привычном понимании этого слова. Экранизация ещё одного романа этого удивительного писателя — яркий пример, что в 63 года жизнь только начинается. Фильм поставила 39-летня актриса и кинорежиссер Тува Новотны. В главных ролях - Пернилла Аугуст, Вера Витали, Питер Абер, Малин Леванон, Махмут Сувакси,Андерс Мосслинг, Олле Сарри, Ланселот Нкубе, Сесилия Милокко, Стелла Ойоко Бенгтссон. Хронометраж – 01:36. Мировая премьера – 24.01.2019. Премьера (РФ) – 07.03.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: Бритт-Мари (Пернилла Аугуст) — идеальная домохозяйка, обожающая абсолютный порядок. Вот уже 40 лет она в образцовом браке с Кентом (Питер Абер). Привычный мир рушится в одночасье, когда Бритт-Мари узнает об измене мужа. Глубоко уязвленная женщина принимает первое в своей жизни спонтанное решение — собирает чемодан … и отправляется куда глаза глядят. Судьба приводит ее в захолустный городишко Борг, где ничего не происходит. Однако, расставшись со старыми привычками, Бритт-Мари не намерена сдаваться. Пытаясь построить отношения с не очень гостеприимными местными жителями, она оказывается на пороге новой жизни и новой любви…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в далёком 2012-м никто и слыхом не слыхивал ни про какого Фредрика Бакмана. Сейчас он — практически шведская Дж. К. Роулинг, только для взрослых и без магии в привычном понимании этого слова. Дебютный роман Бакмана «Вторая жизнь Уве» стал книгой года в Швеции, обеспечил автора беззаботной жизнью на годы вперёд, а также породил две экранизации (вторая, впрочем, ещё в процессе). На сей раз соотечественники писателя взялись за четвёртую книгу о самой обычной женщине, с которой начинают происходить не самые рядовые вещи. Будет ли эта картина обласкана критиками и вниманием киноакадемий? Время покажет. У Бакмана есть невероятная способность — писать весело о грустном, находить красоту и глубинный смысл в простых и обыденных вещах, создавать волшебство из прозы жизни. Один человек может изменить историю целого города, один бросок — итог важнейшего матча. Сюжет киноленты тот же, но ему недостаёт обыкновенного чуда, пронизывающего книгу. Вполне ожидаемо, что роман на 400 с лишним страниц с его внутренним ритмом и психологизмом физически невозможно уложить в полуторачасовой хронометраж. Для экранизации нужна выжимка из основных героев и идеи. Именно поэтому, стараясь сохранить настроение книги в первозданном виде, создатели неминуемо наталкиваются на логический айсберг.
Главная проблема картины Тувы Новотны — очевидное отсутствие мотивации персонажей. Бритт-Мари берётся за детскую футбольную команду, здорово. Но почему боргские ребята должны принять её как тренера? С какого момента зарождается дружба между ними? Что толкает полуслепую и депрессивную Банк (Малин Леванон) бороться за участие в матче? Когда суровые и грубоватые жители Борга начинают уважать Бритт-Мари настолько, что здороваются, увидев её в пиццерии? Всё это происходит словно по мановению волшебной палочки, но даже для творчества Бакмана выглядит не слишком реалистично. Многие персонажи, составляющие костяк произведения, либо слабо реализованы - как, например, Сами (Ланселот Нкубе), чья трагическая фигура делает роман невероятно злободневным, либо и вовсе отсутствуют. Сюжетные дыры приходится латать на скорую руку и принимать поспешные решения. Появляется идея соединить двух персонажей в одного: дядю из комитета и высокомерного отца Макса, ведь очень хочется сохранить сразу два конфликта и нагнать интриги без ущерба для времени.
Однако ничего хорошего не получаешь. Отец, вставляющий палки в колёса команде собственного сына, а потом потихоньку кричащий «За Борг», выглядит крайне нелепо. От оригинальной Бритт-Мари осталось разве что её фирменное «Ах-ха», которое она произносит невпопад, но чертовски мило. Книжная Бритт-Мари вполне могла бы стать родственницей Уве и даже обогнать его в занудстве. В кино героине так и не дали раскрыться, разве что в конце, в разговоре с мужем, когда она обретает собственный голос.
Несмотря на недостатки, персонаж Перниллы Аугуст не может не очаровать, равно как и атмосфера фильма. Если бы съёмкой занимался кто-нибудь из Голливуда, картина непременно превратилась бы в ванильное сказание о женщине, жившей в золотой клетке и волей случая оказавшейся в большом мире в поиске себя. Её преследуют неудачи, начало даётся очень сложно, но потом наступает благополучная развязка и долгожданный хэппи-энд. К счастью, этот шведский самородок не попал в лапы производителей слезоточивого масс-культа, поэтому экранизация вовсе не мыльная опера (хоть порой и балансирует на грани, а нотки американского фолка с песнями Indigo Girls так и норовят просочиться), а самая что ни на есть добротная комедия и по-хорошему женское кино.
Вместе с Бритт-Мари мы проходим долгий путь от разочарования и отчаяния к новой жизни. «Не всё сразу, Бритт-Мари, не всё сразу», — повторяет, словно мантру, героиня. Она действительно постепенно вырывается из оков старого закостенелого быта, учится разбираться в футболе и толкать вдохновляющие речи. Но главное, чему учится Бритт, это решительности: следовать за мечтами, любить. Возможно, эта мысль передана не самым лучшим образом, но те обаяние, надежда и детская мечтательность, про которые мы забыли, не могут не трогать…(Валерия Наумова)
РЕЗЮМЕ: в отличие от книги, экранизация получилась слишком идиллической и местами до глупого наивной. В ней не поднимаются социально-экономические проблемы, отсутствуют сложные характеры и неоднозначные поступки. Кино вышло немного о другом и совсем про другую Бритт-Мари, которая, впрочем, вне всяких сомнений была, есть и будет в нашем сердце…
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *