Рецензия на фильм «Закат» (film Sundown) (3683)

«Иногда лучше не знать чужие секреты»…

В прокат выходит новый фильм 42-летнего мексиканца Мишеля Франко, автора, запомнившегося нам по кровожадной антиутопии «Новый порядок». В «Закате» же речь идёт о личном несчастье, об индивидуальном кризисе веры, в котором общество совсем не виновато. У Франко как будто есть свой ответ по поводу главной, если верить Камю, философской проблемы - проблемы самоубийства. В главных ролях - Тим Рот, Шарлотта Генсбур, Иазуа Лариос, Генри Гудман, Альбертин Коттинг Макмиллан, Сэмюэл Боттомли, Джеймс Тарпи, Моника дель Кармен. Хронометраж - 01:22. Рейтинг R (18+). Премьера - 04.09.2021 (Венецианский кинофестиваль). Премьера (Казахстан) 14.04.2022. Цифровой релиз - 05.06.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Нил (Тим Рот) и Элис (Шарлотта Генсбур) Беннеты снимают роскошную виллу на пляже в Акапулько. Двое взрослых детей, Алекса (Альбертин Коттинг Макмиллан) и Колин (Сэмюэл Боттомли), наслаждаются солнцем и коктейлями, когда Элис звонят по телефону. Они должны немедленно вернуться в Лондон: ее мать умирает. Когда семья добирается до аэропорта, Нил говорит, что оставил свой паспорт в отеле…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Мишель Франко - 42-летний мексиканский режиссер, обладающий значительными амбициями и талантом, хотя справедливо будет сказать, что его фильмы больше хвалят за пределами страны. Самый последний, «Новый порядок», изображал вооруженное восстание мексиканской бедноты, которое привело к захвату власти военной диктатурой. Он получил специальный приз жюри в Венеции в 2020 году и сделал его изгоем социальных сетей дома, потому что у большинства бунтовщиков кожа была более темной, чем у богатых людей, на которых они нападали. Но сегодня особенно понятно, что мексиканский режиссер все же скорее вуайерист, нежели провидец. Народный бунт, как водится, организованный кучкой провокаторов из спецслужб, и вправду в «Новом порядке» бессмысленный - из трех цветов, чаще всего украшающих стяги демократических государств, Франко выбирает красный, просто потому что смерть - это очень красиво. В «Закате», год спустя также презентованном в Венеции, как можно понять из названия, ничего хорошего зрителя опять не ждет. Однако здесь Франко развенчивает буржуазный raison d’etre малыми экзистенциальными средствами. «Закат» - камерная история угасания живого организма, приводящая к вымиранию почти целого вида. События встречают нас на элитном мексиканском курорте: шикарный отель с панорамным видом, открывающимся из многокомнатного сьюта, где-то у подножья холмов плещет мудрый и бессердечный океан, а с дорогостоящей террасы за его волнами наблюдает интернациональная семья, как будто не догадываясь, что океан не убаюкивает их, а шепчет смертный приговор. Чем-то эта благостная диспозиция - эдема накануне апокалипсиса - напоминает «Забавные игры» Ханеке. Дурачатся дети-подростки, украдкой наливая в свои безалкогольные коктейли добрую порцию мескаля, нежится в лучах солнца мать, попыхивает сигарой благодушный отец (впоследствии мы узнаем, что дядя) - счастья так много, что ему счет не ведут. Только внезапное несчастье поможет подбить смету, подсчитать убытки.

Тим Рот у Франко предсказуемо царит на экране, он и загадка, и худшее из клише. Куда сбегают от злых мыслей и еще более злых снов о прошлом - в объятья другой женщины и на край ночи, там в меню только безвкусное мексиканское пиво, беззвучные тарифицированные ласки, безликие интерьеры дешевых мотелей, вместо работы — созерцание, вместо саундтрека - гудки в телефоне и полицейские сирены. Чтобы пропасть без вести, герой Рота для начала потеряет паспорт: есть ли нужда в документах, если смысл жизни давно утрачен? Семья улетит в далекий Париж без него, а потом и Париж потеряется в пивном тумане. Нет никакого Парижа, никакой цивилизации, никаких обязательств. Только прилив и отлив, только время, которое не жалеет ни фамилий, ни имен.

Шарлотта Генсбур здесь хороша в роли самой себя - в первую очередь, идеальной француженки из англосаксонского фильма, во вторую - как отблеск легенды и реквием по мечте. В ней чувствуется спесь Европы, что кичится своим просветительским проектом столько веков, по-прежнему не подозревая даже, как бессильно просвещение, как немощно искусство в схватке с насилием. Не об этом ли любой фильм Ханеке, в заведомо проигранное состязание с которым вступает тут Франко. Австрийский режиссер, играючи подмявший под себя франкофонную культуру, всегда предельно учтив и чуток с героями своих философских теорий. Он позволяет им капризы и неточности вопреки драматургической линии, чтобы траектория судьбы все же не походила на линии контурной карты: фигуранты тоже люди, и у них неизмеримо больше прав, чем у фигур речи. А вот Франко копирует метод, упуская суть. В «Закате» конец света описан всеми подручными способами, но не пережит, конца света так и не случилось. Возможно, это тоже прием, возможно, Франко намекает, что мир не кончится никогда, ничто над миром не властно - ни гении, ни злодейство. Мы помним из своих же неутешительных и многолетних споров, что темнее всего перед рассветом. А значит, и с отчаянием, и с самоубийством тоже стоит повременить, ведь закат - это всего лишь начало новой жизни…(Зинаида Пронченко)

РЕЗЮМЕ: кажется, что в новом фильме Мишеля Франко основным приемом стало тотальное сокрытие информации о персонажах. Даже то, что главные герои являются не супругами, а братом и сестрой, становится ясно ближе к финалу. Долгое время кажется, что перед нами история об эгоцентричном мерзавце, который решил развлечься с молодой мексиканкой-любовницей Беренис (Иазуа Лариос). На самом деле, фильм становится намного интереснее, когда происходит неожиданное открытие. Вопрос в том, будет ли это кому-нибудь интересно к тому времени...

подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *