Рецензия на фильм “За кулисами” (2366)

В киноальманах короткометражных новелл «За кулисами» вошли фильмы-участники и призеры российских и международных фестивалей – «Худрук» режиссера Ильи Ермолова, «Без репетиций» Наркас Искандаровой, «Бравист» Эвелины Барсегян и «Всё в ящик» Игоря Каграманова. В Украине до создания подобных альманахов дело, к сожалению, не дошло. А то, что они могут быть востребованы, доказывает опыт неутомимого популяризатора украинского короткого метра, Александра Онуфриева – в этом году он с успехом провел очередной фестиваль Smile, Ukrainian дубль #4… В главных ролях - Юрий Стоянов, Павел Деревянко, Карина Разумовская, Виктория Верберг, Денис Фомин, Алевтина Даниленко, Виктор Барченко, Сергей Бредюк, Михаил Калиничев, Борис Шильманский. Хронометраж – 01:16. Премьера (РФ) – 18.04.2019. Цифровой релиз – 18.05.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: зрители привыкли следить за перипетиями судеб вымышленных персонажей, но за кулисами могут разворачиваться не менее интересные истории. Иногда они смешные, иногда — страшные, но точно — всегда интересные. Руководитель театра вынужден проявить всю свою управленческую хитрость в условиях дефицита финансов и талантов. Другой герой знакомит зрителя с проблемами гениального актёра, оказавшегося на площадке второсортного телесериала. А подсадной бравист внезапно встречает свою первую любовь в зрительном зале театра и на свою беду решает за ней приударить.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в последние годы возрождается очень хорошая давняя традиция, сложившаяся во многих крупных кинодержавах. Толчком к созданию ранних картин с новеллистической конструкцией стала, по красивой легенде, потребность руководства киностудий найти новый способ заманить на сеансы как можно больше публики. Например, тем обстоятельством, что в одном фильме участвует сразу несколько экранных кумиров, и каждому даётся шанс для полноценного бенефиса… Ведь это так заманчиво – пригласить несколько маститых режиссёров, позволив им высказаться по какой-нибудь актуальной теме. Нечто подобное получило распространение и в СССР, где, кроме того, постепенно начали появляться на киноэкранах сборники, составленные из работ (курсовых и дипломных) вчерашних студентов ВГИКа. В нынешних условиях подобная практика, пожалуй, ещё полезнее – даже если далеко не все подобные ленты выходят в кинопрокат (хотя бы и в ограниченный, как два выпуска с условным наименованием «Русское краткое», что имело место в 2018-м). Конечно, оценивать такого рода картины сложнее – по той причине, что под одним названием объединены вообще-то разные короткометражки. Разные по настроению, художественному, а иногда и по элементарному профессиональному уровню. С другой стороны это же даёт повод попытаться выявить общие тенденции, сопоставив подходы начинающих кинематографистов – например, к пониманию «закулисной» театрально-кинематографической специфики. В случае с с новеллой «Худрук» Ильи Ермолова всё относительно просто. Будучи по первой профессии артистом, он прекрасно разбирается в чаяниях коллег – знает, каково чувствовать себя невостребованным художественным руководителем. Но и у постановщика (кстати, этот образ остроумно воплотил Юрий Стоянов, которого лучше всего помнят по амплуа телевизионного комика) – собственная правда. На репетициях приходится изо дня в день распекать нерадивых актёров, забывающих про сверхзадачу, события, второй план (термины, греющие душу любому режиссёру), поскольку накануне не выспались или банально ленятся. А ведь так хочется, чтобы тот душевный жар, с каким подопечные требуют повышения жалования или новых, значимых ролей, они источали на сцене, заражая публику. Вот и приходится лично преподать урок мастерства, показав, как тонка грань между подмостками и реальной жизнью…
Если «Худрук» производит впечатление краткого, хотя и остроумного, анекдота, то новелла «Без репетиций» представляется более оригинальной по мысли, причём гораздо менее забавной, чем можно было ожидать от воспитанницы мастерской Владимира Фокина, Аллы Суриковой и Владимира Аленикова. Поначалу – нечто хорошо знакомое: читка пьесы, досадные недопонимания внутри творческого коллектива и т.д. Но вот наступает время спектакля, и срыв Саши точно не списать на провалы в памяти или, хуже того, на забывчивость. Его всё навязчивее преследуют страшные видения, в бреду всплывают строки из детского (за авторством Самуила Маршака) стихотворения про человека рассеянного с улицы Бассейной. Приступы помутнения рассудка учащаются, явь и вымысел грозят окончательно перемешаться… Думается, напрасно режиссер Наркас Искандарова и сценаристка Валика Сыртланова прибегли в финале к самому очевидному решению, объяснив (да ещё при помощи такого незатейливого драматургического приёма, как флешбэк) странности в поведении персонажа медицинскими причинами. Ощущение тайны, дремлющей в безднах подсознания (подсознания лицедея, что в обозначенном контексте принципиально), но рвущейся наружу, пугало куда сильнее!
Самой глубокой и просто увлекательной из четырёх работ показался «Бравист» (кстати, неплохо встреченный на ряде кинофестивалей короткого метра). Эвелине Барсегян, возможно, пока далеко до некоторых других бывших подопечных Александра Сокурова, но и она не посрамила именитого наставника. Клакеры, то есть специально нанятые «подсадные» зрители, внаглую влияющие на настроения людей, способные обеспечить спектаклю триумф или провал, – это тоже изнанка театра. Раз универсальным мерилом служат деньги, негоже погружаться в рефлексию, коря себя за то, что содействуешь насаждению дурного вкуса – распространению того, что Антон Павлович Чехов презрительно именовал «пошлостью». Но что, если в один прекрасный момент завзятый притворщик и лжец обнаружит нечто прекрасное, настоящее, не выразимое словами – вызывающее слезы, в искренности которых даже неудобно сомневаться. Увы, и любовь грозит обмануть индивида, на мгновение расслабившегося, забыв, что в мире доминирует утилитарный лозунг «всё на продажу». Особо хочется отметить Карину Разумовскую, чьё преображение из чувствительной натуры в хваткую, циничную женщину поражает нас не меньше, чем так называемого брависта.
Наконец, под занавес создатели припасли забавную кинозарисовку Игоря Каграманова. «Всё в ящик» – и ведь так и есть: ни прибавить, ни убавить! Как будто никто не догадывается, как (в каких условиях, с какой поспешностью и небрежностью) снимаются сериалы, заполняющие эфирные сетки телеканалов и могущие заинтересовать разве что скучающих пенсионерок да домохозяек средних лет. По счастью, на выручку к начинающему режиссёру пришёл Павел Деревянко, с нескрываемым удовольствием, задорно импровизируя, купающийся в партии горе-актёра, жалующегося на незавидную долю. И ведь не сказать, что бедолага сильно ошибается… Вот и в целом киноальманах, думается, будет любопытен не только интересующимся первыми шагами кинотворцов, а всем, кто мечтает приобщиться к процессам, обычно скрытым от глаз охочей до развлечений и дешёвых сенсаций публики. Всем, кто жаждет хоть ненадолго заглянуть за кулисы…
P.S. в Украине до создания подобных альманахов дело, к сожалению, не дошло. А то, что они могут быть востребованы, доказывает опыт неутомимого популяризатора украинского короткого метра, Александра Онуфриева – в этом году он с успехом провел очередной фестиваль Smile, Ukrainian дубль #4…
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *