Рецензия на фильм «Всё прошло хорошо» (film Tout s’est bien passé) (3222)

В каждой смерти есть доля жизни…

«Все прошло хорошо» можно назвать первой неожиданностью Каннского фестиваля 2021 года: Франсуа Озон уже лет 5 как взял темп один фильм в год - большая часть его картин попадает на главные смотры. Это постоянство, с одной стороны, побуждает радоваться продуктивности режиссера, с другой - заставляет держаться настороже. Его предыдущее «Лето’85» было не более чем цветастой, приятной летней безделушкой вроде сувениров, что продаются в киосках на берегу. Оттого казалось, что столь быстрое возвращение окажется очередной беседой на один вечер, но Озону удалось заставить зрителей не только устыдиться своего снобизма, но и хохотать на весь зал во время фильма об эвтаназии. В главных ролях - Софи Марсо, Шарлотта Рэмплинг, Ханна Шигулла, Андре Дюссолье, Жеральдин Пайя, Грегори Гадебуа, Натали Ришар, Жюдит Магр, Жак Ноло, Эрик Каравака. Хронометраж - 01:53. Премьера (мир) - 07.07.2021 (Каннский кинофестиваль). Премьера (РФ) - 23.09.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: рутинные ритуалы Эмманюэль (Софи Марсо) прерваны тревожным звонком: отец (Андре Дюссолье) в больнице. Суета, сборы, палата, сестра, сочувственные взгляды и почти недвижимое тело очень пожилого человека. Даже идя на поправку, заново научившись сидеть и держать стакан в руке, старик мечтает только о том, чтобы в этом стакане оказался яд и он мог спокойно умереть. На плечи дочерей ложится абсолютно невыносимая ноша - организация эвтаназии для отца в Швейцарии (где это законно, в отличие от Франции). Отыграть назад уже не выйдет - с папой спорить бесполезно… ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: сразу хочется вспомнить и недавнего «Черного дрозда» с Сьюзен Сарандон, и «Море внутри» с Хавьером Бардемом, но только лишь на секунду, чтобы скорее отбросить эти ассоциации: кроме акта добровольного ухода из жизни, у этих фильмов нет, пожалуй, ничего общего с картиной Озона. Своей историей с режиссером поделилась сценаристка Эмманюэль Бернейм, с которой Озон уже работал: ее личная утрата и автобиографический роман обрели кинематографическую плоть его стараниями. Любой сюжет решает оптика и поступь автора по страницам текста: церемониальность события разбивается о нелепость быта, а душераздирающие ситуации заставляют чаще смеяться, чем плакать. Не то чтобы Озон пытался декларировать с экрана, что умирать весело, вовсе нет. Уход в мир иной мучителен не только для без пяти минут покойника, но и для близких, через чье плечо Озон и смотрит на кончину. Но в любой болезни и скорбном увядании есть множество местечковых и несуразных моментов, из которых, в общем-то, и складывается жизнь. Здесь будут и прощания, и последние желания вроде ужина в том самом ресторане с тем самым официантом, и концерт внука, но градус трагизма вкручен на минимум. Пожалуй, эта легкость служит тому, чтобы подчеркнуть добровольность акта: смерть от большой любви к жизни - бывает и так.Вся эта конструкция, противоречивая на сценарном чертеже, скорее всего, развалилась бы, не будь на главную роль приглашен Андре Дюссолье. С каждым днем (а начался всего лишь третий) фестиваль все больше поражает игрой актеров: в вечер открытия каждый второй был готов наградить Адама Драйвера за роль в «Аннетт», а уже на следующий день Дюссолье умножает пройденное на два. Актер скован физически - это и паралич, и перекошенная губа, но, как часто и бывает, ограничения идут кинематографу на пользу: от едкой беспомощности Дюссолье глаз невозможно оторвать. Вся амплитуда отношений (известное дело - от любви до ненависти), встречи и прощания проносятся в одном лишь взгляде - и если большую часть хронометража хочется смеяться, то в этих сценах бежит мороз по коже даже в июльский полдень.Удалось Озону избежать и еще одной ловушки - вязкой паутины из флешбэков. Само собой, отец - не ангел: гомосексуал, скрывавший свою суть, успешный делец и любитель искусства, он сломал жизнь жене-партнеру (краткое, но весомое появление Шарлотты Рэмплинг) и искалечил моральное здоровье дочери, которая ела слишком много кексов. Но аура былого на экране мелькает едва-едва, лишь в паре сцен, которые не претендуют на вторую линию сюжетной хронологии. (Настасья Горбачевская)РЕЗЮМЕ: каковы бы ни были перспективы «Все прошло хорошо» относительно «Веток» и прочих наград, это то кино, которое стоит ждать и стоит смотреть. В каждой шутке лишь доля шутки, а в каждой смерти есть доля жизни…

 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *