Рецензия на фильм «Всегда есть завтра» (film C’è ancora domani) (4831)

Драма об эмансипации в послевоенные годы, ставшая кассовым хитом в Италии…

«Всегда есть завтра» - режиссёрский дебют Паолы Кортеллези, исполнившей в фильме главную роль. По словам режиссёрки, сценарий кинокартины основан на историях из жизни женщин после Второй мировой, а в частности вдохновлён рассказами бабушки и прабабушки самой Кортеллези. Став самым кассовым фильмом в Италии в 2023 году и самым кассовым в стране ($43 849 775) с начала пандемии COVID-19 в целом, он собрал преимущественно положительные отзывы в кинокритическом сообществе, а также был номинирован на престижную итальянскую премию «Давид ди Донателло» в нескольких категориях. В главных ролях - Паола Кортеллези, Валерио Мастандреа, Романа Маджора Вергано, Эмануэла Фанелли, Джорджо Коланджели, Виничио Маркиони, Франческо Чентораме, Раффаэле Ванноли, Паола Тициана Кручиани, Йонв Джозеф. Хронометраж - 01:58. Премьера (Италия) - 18.10.2023. Премьера (мир) - 12.03.2024. Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: Май, 1946 г. Рим, Италия. Делия (Паола Кортеллези) - мать троих детей, жена, домохозяйка, но в первую очередь - итальянская женщина послевоенных годов. Именно на её совсем не хрупких плечах держится целый мир одной небольшой семьи. Ведение быта, ежедневные подработки, начиная от изготовления зонтиков и заканчивая медицинской помощью на дому, забота о склочном свекоре (Джорджо Коланджели), двух непослушных сыновьях и дочери-подростке (Романа Маджора Вергано), мечтающей поскорее обручиться со своим возлюбленным. Но главная невзгода Делии, отравляющая и без того нелёгкую жизнь, - муж-тиран (Валерио Мастандреа). Не гнушающийся поднять руку на жену, он считает женщин людьми в лучшем случае второго сорта и не упустит возможности напомнить о статусе своей супруге. Но однажды Делии приходит таинственное письмо, призванное если не изменить её тяжёлую жизнь, то хотя бы дать надежду на лучшее будущее…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: послевоенный итальянский кинематограф подарил миру образ сильной женщины и матери с лицом Анны Маньяни, которая не согнётся под гнётом любых обстоятельств и выстоит вопреки всему. И главная героиня фильма Делия (Паола Кортеллези) тоже способна противостоять любым ударам и бедствиям. Разве что её лицо уже давно покрыто пеленой усталости, взгляд потух, а руки продолжают выполнять до автоматизма отточенные действия. Но Делия не сдаётся. Изо дня в день она продолжает жить и бороться: ради чего и кого? Ясно одно - чтобы сбежать от своей социальной роли, необходимо больше смелости. Чтобы выбраться из рутинного ада, недостаточно противостоять одному злодею, в данном случае деспотичному мужу. Необходимо выбраться из системы, в рамках которой женщине отведена роль молчаливой служанки и воспитательницы. Необходимо паттерн если не сломать, то хотя бы коренным образом изменить. 
  Пожалуй, одним из главных достоинств фаворита итальянского проката можно назвать удачное сочетание причудливой комичности и повседневной драматичности. Бедняцкие декорации не дают зрителю позабыть о послевоенных тяготах жизни, но лёгкость мелодраматических сюжетов и музыкальная непринуждённость не позволяют слишком долго унывать. Чего стоит одна лишь сцена домашнего насилия, которая со злой ироничностью превращается в отрывок из очень странного мюзикла. Герои танцуют под задорную мелодию, а кровь и синяки исчезают сами собой. Поднимая столь острую и для современного общества проблему, Кортеллези не пытается дать некое разъяснение - она указывает на саму абсурдность существования физической агрессии в семье. Актуальность. Вот что неприятно удивляет в фильме, рефлексирующем о временах давно прошедших, ставших одним из заметных этапов для ныне существующего положения женщин. То, что должно было давно остаться позади, всё ещё печально напоминает о себе…(Софья Шенгелия)


РЕЗЮМЕ: за последнюю пару десятилетий та категория, которую можно было бы озаглавить как «феминистское кино», разрослась сотнями разнородных, но пересекающихся в единой ключевой точке картин, созданных как мужчинами, так и женщинами. Нет никаких сомнений в том, что «Всегда есть завтра» с достоинством пополнил нестройные, но самобытные ряды. Более того, сделав это любопытно-незаурядным способом. Сюжет, который на первый взгляд кажется немного сказочным и сентиментальным, на поверку обязательно оказывается куда более серьёзным и приземлённым. Куда более походящим на настоящую жизнь, пусть и приукрашенную кинематографической фантасмагоричностью. Обманутый в привычном нарративном ожидании зритель сталкивается с довольно простым тезисом: женщинам нужна не любовь, а право голоса… 

подготовил Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *