Рецензия на фильм «Вестсайдська історія» (фильм «Вестсайдская история» film West Side Story) (3535)

В фильмографии бродвейского постановщика Джерома Роббинса был всего одна картина, но зато какая! На счету блистательного режиссера Стивена Спилберга уже 39 полнометражных фильмов, но «Вестсайдська історія» стала для него первым мюзиклом. Лента Роберта Уайза и Джерома Роббинса, где действие «Ромео и Джульетты» перенесено в Нью-Йорк 1957 года, 60 лет назад принесла создателям 10 премий «Оскар». И, кажется, у Спилберга есть все шансы повторить успех предшественников. Даже несмотря на то, что, уже после окончания съёмок, исполнитель главной роли Энсел Элгорт был обвинен в изнасиловании несовершеннолетней. Чтобы в полной мере насладиться постановкой, фильм стоит посмотреть в кинотеатре Cinema Citi (ТРЦ Ocean Plaza) на Лыбидской. Здесь используется лазерный проектор Barco DP4K-32B. Вместе с экраном Clarus XC с новой технологией покрытия 4-го поколения, они обеспечивают максимальную яркость и ошеломляющую передачу цвета. А высококачественная аккустическая система Dolby Atmos позволит услышать малейшие нюансы музыкальной партитуры. В главных ролях - Рэйчел Зеглер, Энсел Элгорт, Майк Фейст, Ариана ДеБос, Дэвид Альварез, Кори Столл, Брайан Д’Арси Джеймс, Рита Морено, Джош Андрес Ривера. Бюджет - 100 000 000 $. Хронометраж - 02:36. Рейтинг PG-13 (12+). Премьера (мир) 29.11.2021. Премьера (Украина) - 09.12.2021 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 7/10

О ЧЕМ КИНО: на улицах Манхэттена ведут беспощадную войну за жизненное пространство две уличных банды, «Jets» и «Sharks». Тони (Энсел Элгорт) из «Jets» - лучший друг главаря Риффа (Майк Фейст). Однажды Тони знакомится с Марией (Рэйчел Зеглер) и они влюбляются друг в друга. Но дело в том, что девушка - младшая сестра вожака «Sharks» Бернардо (Дэвид Альварез)…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: когда в 1961 году Роберт Уайз и Джером Роббинс перенесли «Вестсайдскую историю» с театральных подмостков на большой экран, знаменитая критикесса Полин Кейл разразилась разгромной рецензией. Она упрекала авторов за кухонную философию и за карнавальный мультикультурализм (с кремом для загара и правда, переборщили), наконец, за эстетическую претенциозность, уничтожившую живую эмоцию. А ещё Кейл сравнила Натали Вуд с роботом-женщиной из «Метрополиса», фильма 1927 года.
Стивен Спилберг, отважившийся на ремейк, в интервью специально подчеркивал, что экранизирует бродвейский оригинал без оглядки на культовый киномюзикл. Режиссер, чье имя является синонимом кино по крайней мере последние 50 лет, словно бы учел все пожелания великой критикессы. Кейл, кстати, недолюбливала и сочинение Леонарда Бернстайна - в своем тексте она посвятила композитору немало сатирических пассажей, уделив особое внимание беззастенчивой наглости, с которой Бернстайн и Артур Лорентс, автор пьесы «История западной окраины» (вольной трактовки «Ромео и Джульетты»), взялись за Вильяма нашего Шекспира.

Однако Ромео и Джульетта, переселенные воображением Лорентса из средневековой Вероны в Нью-Йорк 1957 года, у Спилберга именно что дышат Шекспиром. Режиссер сознательно отказался от формального «новаторства» предшественников, сделав ставку на старый добрый реализм. И не прогадал. Психологическая нюансировка характеров, богатейшая городская фактура, удивительной точности диалоги Тони Кушнера - все это позволяет классическому сюжету звучать удивительно актуально. Перед нами не музыкальный блокбастер, а большая литература. Помимо Шекспира, у Спилберга в союзниках мастера прозы XIX века - Генри Джеймс и, например, Бальзак. А то, что вытворяет с камерой многолетний соавтор Спилберга Януш Каминский, желая, наверное, воссоздать в кадре живопись Нормана Рокуэлла, Эдварда Хоппера или Джорджа Беллоуза, временами относит нас еще дальше - в Париж импрессионистов. Так биение столичной жизни на сломе эпох в кино показывал Ренуар или его подмастерье Жак Беккер, недавно - Роман Полански в «Офицере и шпионе», а теперь вот Спилберг. Персонажи тоже люди, а ретро необязательно умильно, или пыльно, или тонет в тумане сформировавшихся за прошедшие годы клише, как бы настаивает Спилберг. Жизнь - в деталях, часто отталкивающих, смерть - в их отрицании. Ведь если бы Тони вгляделся внимательно в глаза Риффа или Бернардо, он бы понял, что современный человек состоит из гнева и страха, хоть увещевай его, хоть нет.

В 1957 году в Нью-Йорке стартовала реновация - операция на сердце Манхэттена. Мэрия принялась облагораживать прилегающие с запада к Бродвею кварталы, чтобы возвести Линкольн-центр. Планами грязных развалин, безжалостно раскачивающейся шар-бабы, уничтожающей прошлое, к которому и принадлежат уличные банды «Акул» и «Джетов», встречают нас события фильма. Спилберг явно полемизирует здесь с Уайзом, выбравшим противоположную оптику: картина 1961 года открывалась монументальной панорамой из стекла и бетона, метафорой светлого будущего и рая на земле, разрушенного, как обычно, красивой женщиной.

Увертюра к самой печальной истории на свете у Спилберга длится добрых минут семь практически в полной тишине. Только легендарный пересвист слышен вдалеке, когда, пожалуй, укравший у Энсела Элгорта и Рэйчел Зеглер главную роль Майк Фейст (Рифф) вылезает на белый свет из заброшенной лачуги, где занимался любовью с подружкой. Фейст, новая звезда Бродвея, у Спилберга «дает» и Билли Бадда, и «Злые улицы», и даже Суэйзи из «На гребне волны». Это идеальный предводитель головорезов. Энселу Элгорту (Тони) понадобится как минимум час, чтобы угнаться за своим лучшим другом, прежде чем зритель почувствует в нем романтика, а затем, как и полагается в романтизме, убийцу. Давид Альварес (Бернардо) и Ариана ДеБос (Анита) чрезвычайно убедительны в ролях горячих любовников, которым первая волна феминизма мешает пожениться. Аниту не прельщает перспектива вернуться однажды в Пуэрто-Рико, забросив карьеру модельера ради детей и мужа. В 1961 году Аниту играла Рита Морено - с таким же задором, но большим очарованием. Все же эмансипация, как отдельный сюжет, для Уайза был менее важен, чем братство эмигрировавших в Америку народов. Морено в нынешней версии досталась роль Дока-аптекаря, вернее, его вдовы. В кульминационной сцене - визита Аниты в стан к врагу - Морено, что Роуз с «Титаника», смотрит на свою реинкарнацию как на призрак, у которого опять на роду написано предательство. (Зинаида Пронченко)

РЕЗЮМЕ: Стивен Спилберг действительно вернул «Вестсайдской истории» изначальную хронологию, подарил Тони и Марии чуть больше драгоценных свиданий, вернул в кадр переполох в местном отделении полиции - один из самых ярких музыкальных номеров фильма. Но главное достоинство тут все же не в следовании первоисточнику. Картина Уайза толковала о «brotherhood of man», и не случайно в финале Натали Вуд играла «mother of all men». Спилберга же впервые за долгие годы не интересует универсальное. Он обращается не к аудитории, а к каждому поименно. Перед нами не групповое фото давно минувших дней, в которых можно усмотреть эхо дня сегодняшнего, а портретная галерея. Поэтому его Мария в конце звучит не назидательно, а вопросительно. Не доколе, а что дальше? Не об этом ли сейчас думаем мучительно все мы, и нам всем так же больно и одиноко?


 

 

подготовил Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *