Рецензия на фильм «Хроніки Веспер» (фильм «Веспер» film Vesper) (3880)

Создаёт ли научно-фантастическая драма «Веспер» новый вид жанра?

39-летняя Кристина Буожите, режиссёр и сценарист из Литвы - завсегдатай множества кинофестивалей. Ее студенческую дипломную работу «Коллекционер»  показали на 30-ти кинофестах, а международный успех фильма открыл возможности для развития её дальнейшей карьеры. Второй полнометражный фильм Буожите, «Исчезающие волны», в 2012 году получил более двадцати международных наград в Европе и Северной Америке и был признан лучшим европейским фэнтези-фильмом. «Исчезающие волны» стал первым серьёзным научно-фантастическим фильмом, снятом в Литве, а также первым, литовским фильмом, получившим кинопрокат в Северной Америке. Неудивительно, что на третью картину Буожите, «Веспер», Литовский государственный киноцентр выделил рекордные 715 тыс. евро. В главных ролях - Раффиелла Чепмен, Эдди Марсан, Рози МакЮэн, Ричард Брэйк, Мелани Гейдос, Эдмунд Дин, Титас Рукас, Маркас Эймонтас, Маркас Сагайтис, Мариус Демискис. Хронометраж - 01:52. Бюджет - €715 000. Премьера - 17.08.2022. Премьера (мир) - 30.09.2022. Премьера (Украина) - 06.10.2022 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: безрадостное будущее - мир поразила глобальная экологическая катастрофа. Все экосистемы планеты были уничтожены. Новая флора достигла в своём развитии такого уровня, что убивает ничего не подозревающих людей.13-летняя Стили Веспер (Раффиэлла Чепмен) живет с прикованным к постели отцом, рядом с Цитаделью - техно-феодальной Землей Обетованной. Девочка никогда не знала другой жизни и проводит свои дни, ковыряясь в объедках из мусорных баков. Но в секретной оранжерее Веспер проводит непрерывные эксперименты в области синтетической биологии, выращивая странные, люминесцентные новые формы жизни. Ее папа Дариус (Ричард Брейк) физически неподвижен и подключён к искусственным легким. Но он перенёс своё сознание в гироскопический дрон, который парит вокруг его маленькой дочери, сигнализируя о своих опасениях голосом, который никогда не поднимается выше шепота. Со временем Веспер приспосабливается жить в новой реальности и исследует природу, когда узнаёт, что именно она способна изменить жизнь людей к лучшему…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: премьера футуристической сказки в стиле био-панк состоялась на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 2022 году. Отдавая должное приметам современной молодежной фантастике, режиссёр Кристина Буожите оттеняет их неторопливыми наблюдательными ритмами европейского арт-хауса. Фильм играет со многими постановочными приемами, но постепенно меняет повествовательную динамику young-adults на более мрачный стиль, напоминающий сказки братьев Гримм. 

Вместе с соавтором сценария Брайаном Кларком, Буожите и Сампер придумали насыщенную антиутопическую мифологию, уходящую корнями в экологический коллапс, и, вместе с тем, соответствующую экономику, построенную на генетически модифицированных семенах (и других, более сомнительных с этической точки зрения изобретениях). Главным визуальным элементом фильма становится дрон, изношенный и побитый, с грубо нарисованным на его поверхности смайликом. Тем не менее, сложная техническая реализация этой антиутопии, поражает больше всего тем, что достигнута при небольшом бюджете и радует роскошными пейзажами, созданными при помощи практических и цифровых визуальных эффектов, которые не доступны иным CGI-феериям. В «Веспер» буквально каждый кадр превращается в витрину вдохновленного биотехнологического дизайна,  каким-то образом стирая грань между органической тканью и синтетическим материалом. 

В какой-то момент в фильме появляется более-менее оживлённое действие - вначале это конфликт со зловещим братом Даниуса, Джонасом (Эдди Марсан). А затем Веспер обнаруживает разбившийся самолет с двумя обитателями Цитадели внутри. Молодая Камелия (Рози Макьюэн) почти не пострадала, но ее опекун Элиас (Эдмунд Ден) так сильно ранен, что ей приходится задержаться. У обеих девушек немощные родители, а совсем небольшая разница в возрасте играет тонкими резонансами и намекает на некую тайну.   
Франко-литовско-бельгийский фильм «Веспер» - это англоязычный фильм, нацеленный на международный рынок, а это означает, что повествование действительно набирает обороты и направлено на динамичное снятие напряжения - другими словами, на интригующий и яркий финал. Создатели «Веспер» отдают предпочтение нетрадиционным постановочным методам с акцентом на ужас (в стиле итальянских хорроров 1970-х и даже прибалтийских фильмов времён СССР тип «Отель «У погибшего альпиниста»). Не являясь ни полностью интеллектуальным, ни полностью зрелищным, «Веспер» берет лучшее от каждого направления. 
Немного портит картину вторая треть - темп в ней замедляется до черепашьей скорости. Зато на контрасте последние полчаса выглядят как настоящий боевик - он очень прилично поставлен (с менее чем тонким намеком на «Звездные войны»). «Веспер» - по-настоящему амбициозное кино. Чего ему не хватает, так это более точно откалиброванных приливов и отливов…  
РЕЗЮМЕ:  сюжет фильма Кристины Буожите и Бруно Сампера выглядит шаблонным: поиск лекарства в мире, опустошенном вирусом, зомби или другим недугом. Но живой, дышащий мир, который создают авторы, действительно стоит увидеть….
Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *