Рецензия на фильм “Ван Гог. На пороге вечности” (At Eternity’s Gate) (2071)

Биографические ленты в большинстве своем можно поделить на две категории: одни охватывают жизнь героя полностью, другие же останавливаются на коротком промежутке, который кажется создателям наиболее интересным. Режиссер Джулиан Шнабель (“Баския”, “Скафандр и бабочка”) пошел вторым путём. На недавнем Венецианском кинофестивале его фильм был отмечен тремя премиями, включая Кубок Вольпи для Уиллема Дефо за лучшую мужскую роль. В ролях - Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матьё Амальрик, Эмманюэль Сенье, Нильс Ареструп, Александра Стюарт, Стелла Шнабель, Патрик Шене. Хронометраж – 01:50. Мировая премьера – 03.09.2018. Оценка www.kino-nik.ru 7/10

О ЧЕМ КИНО: фильм «Ван Гог. На пороге вечности» охватывает время, когда Винсент практически без гроша в кармане переезжает из Парижа в Арль (1888), где после суровой зимы берет в аренду знаменитый жёлтый дом. Пребывание художника в этом небольшом прованском городке окрестили «арльским периодом». Именно здесь Винсент начал уходить от импрессионизма, погружаясь в постимпрессионизм. В Арле родилась его серия натюрмортов «Подсолнухи» (ими он собирался украсить свою студию), а также картины «Спальня в Арле», «Красные виноградники в Арле», «Розовый персик в цвету» и портреты, в которых он осваивал новую технику, – в общей сложности более 200 полотен...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: несмотря на то что в последние годы было снято много фильмов о Ван Гоге (в том числе и очаровательный «С любовью, Винсент»), картина Джулиана Шнабеля выделяется на их фоне своей уникальностью, она будто открывает для нас мастера заново. Мы наблюдаем за художником, который работает с невероятным самозабвением, в любую погоду, сжигаемый своей страстью и беспощадным южным солнцем. Он делает это все с таким исступлением, как будто предчувствует свой скорый конец.
Когда наблюдаешь за работой Уиллема Дефо, то непроизвольно задаешься вопросом: «Господи, почему они только сейчас додумались снять его в этой роли?» Это уже потом, когда появляются все второстепенные персонажи, от Тео Ван Гога (Руперт Френд) до священника (Мадс Миккельсен), ты успокаиваешься и понимаешь, что, оказывается, нужно было просто немного подождать, пока Шнабель соберет идеальный каст для этой истории.
Камера Бенуа Деломма («Мальчик в полосатой пижаме», «Вселенная Стивена Хокинга») улавливает контрастную текстуру земли, травы, листьев, ветвей и корней деревьев, от мягкой пастбищной земли до сурового скалистого ландшафта. Музыка здесь острая, режущая, ты еле распознаешь тот момент, когда мелодия переходит в завывание пронизывающего ветра. Все изображения, которые наполняют кадр, накапливаются слой за слоем и отпечатываются у тебя в памяти буйством красок и жирными мазками. Поль Гоген в какой-то момент критикует Ван Гога: «Твои работы больше похожи на скульптуру, чем на живопись». Такая осязательная плотность, которую многие считали неуклюжей и необоснованной, находит в фильме визуальную взаимосвязь с подходом Шнабеля, делающего из этой биографической драмы бодрящее, порой грубоватое, но жизнеутверждающее кино.
Вообще, взаимоотношения Ван Гога и Поля Гогена (Оскар Айзек) – это одна из самых запоминающихся сюжетных линий. Айзек привносит своему персонажу едва уловимое высокомерие, которое прекрасно играет против темных настроений Дефо. Их дружеское общение вдыхает новые силы в Винсента. Когда друг объявляет, что возвращается в Париж, где его работа получила признание, Ван Гог начинает разваливаться и отрезает себе ухо, которое должно быть доставлено Гогену в кровавом листе бумаги с надписью: «Вспомни меня». Казалось бы, все мы тысячу раз читали истории и догадки (довольно однотипные) на тему изувеченного художника. Но Шнабель виртуозно фильтрует все события через свое собственное видение биографии живописца, включая таинственные обстоятельства его смерти…(Кира Голубева)
РЕЗЮМЕ: мы все знаем или когда-то слышали печальную историю о бесконечно талантливом, но глубоко несчастном художнике, чье творчество было оценено по достоинству лишь спустя годы после его смерти. Шнабель, добавив остроумный диалог Ван Гога и священника, в котором прозвучала фраза «Иисус тоже до 33 лет был почти никому не известен», подарил нам надежду на то, что, покидая этот мир, великий мастер знал свое истинное предназначение и принимал тот факт, что он был рожден для поколений, которые пока что не появились на свет…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *