Рецензия на фильм «Уховёртка» (film Earwig) (3807)

Стиль превыше содержания…

За первые двадцать минут в «Уховёртке», новом фильме француженки с непроизносимой фамилией Люсиль Хадзихалилович, не звучит ни единого слова. Ореол таинственности, возникший над вырвавшимся словно бы из фламандской живописи загородном поместье, говорит сам за себя. Фильм основан на книге писателя и художника Брайана Кэтлинга и вряд ли кто-то сможет разобраться, что в нем, черт возьми, происходит. В главных ролях - Пол Хилтон, Алекс Лоутер, Романа Хемеларс, Ромола Гарай, Петер Ван ден Бегин, Анастасия Робин, Мари Бос, Изабель де Гертог, Михаэль Пас, Мартен Версе. Хронометраж - 01:54. Премьера в мире - 10.09.2021 (TIFF - кинофестиваль в Торонто). Премьера (мир) - 15.07.2022. Цифровой релиз - 04.08.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в роскошном доме, напоминающем архитектуру «Гранд Будапешта» (но только не версии Уэса Андерсона, а версии «Изнанки» из «Очень странных дел»), проживают двое - маленькая девочка с ледяными зубами и взрослый мужчина, за ней присматривающий. Зубы у девочки по имени Миа (Романа Хемеларс) имеют свойство таять, поэтому мужчина Альберт (Пол Хилтон), не являющийся девочке отцом, вынужден ежедневно следить за состоянием её зубов. Ещё он ей готовит, следит за порядком, ухаживает и не выпускает из дома, потому что подчиняется какому-то змеиному голосу с другого конца телефонной трубки, задающему только два вопроса: «Как там девочка? И что с её зубами?». Однажды этот голос шокирует Альберта просьбой подготовить девочку к отъезду…

События происходят в каком-то европейском городке в середине 20 века. Впрочем, ни о какой конкретике здесь и речи быть не может. Всё начинается с визуального стиля, надо отметить, завораживающего. Дымчатая палитра ярких, густых, насыщенных, но намеренно приглушённых цветов, из которых складывается общий сумрачный пейзаж - как внутри дома, так и снаружи, превращает «Уховёртку» в одно большое эстетическое удовольствие. Люсиль Хадзихалилович в качестве визуального решения использует не только фламандскую трёхцветку, здесь сквозь размытые контуры проглядываются нотки и голландской живописи, да и что-то эпохи Ренессанса. Несмотря на то, что первые 20 минут мы не получаем никакой информации касаемо сюжета и персонажей, оторваться от экрана невозможно, ибо хочется вглядываться в каждый его кадр, любоваться насыщенной цветовой гаммой и каждой лихо придуманной композицией.

Впрочем, когда герои начинают говорить, легче вникать в происходящее всё равно не становится. 61-летняя Люсиль Хадзихалилович специализируется на особом виде авторского кино: она снимает фильмы, не поддающиеся жанровой каталогизации и в целом объяснению, они обычно медленные, подобные сну, но при этом достаточно тревожные, чтобы не позволить зрителю уснуть. Как дебютная «Невинность» и последующая за ней «Эволюция», спродюсированая Гаспаром Ноэ, «Уховёртка», получившая в прошлом году Специальный приз жюри в Сан-Себастьяне, - это ещё одно упражнение в стиле, трудное для понимания, но невообразимо красивое по исполнению. О таких фильмах, как правило, принято говорить «стиль превыше содержания», однако это уже дело индивидуального вкуса.

«Уховёртку» можно воспринимать как глубоко символическую тёмную сказку, напоминающую ранние работы Гильермо дель Торо, например, «Хребет дьявола», или готический хоррор-перевёртыш Алехандро Аменабара «Другие», где также фигурировали мрачное поместье и большая тайна, почему детям нельзя покидать дом. Здесь же зрителя, скорее всего, концовка разочарует или даже разозлит, потому что Люсиль Хадзихалилович не даёт никаких ответов, более того, она ещё сильнее сбивает с толку кровавыми откровениями из жизни Альберта. (Вадим Богданов)

РЕЗЮМЕ: но всё же, вопреки своему туманному повествованию, «Уховёртка» чем-то да цепляет. Возможно, необычным и дьявольски интригующим названием, а может быть, по-настоящему кинематографической атмосферой, которой не могут похвастаться большинство картин, заигрывающих с жанром хоррора. Вряд у вас получится полюбить или хотя бы понять до конца новое творение Люсиль Хадзихалилович, но благодаря своим художественным качествам запомнится оно вам надолго…

  подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *