Рецензия на фильм «Тьма играет в куклы» (film Stopmotion) (4838)

Покадровый ужас…

«Тьма играет в куклы» - полнометражный дебют мастера жуткой анимации Роберта Моргана, автора коротких метров «Человек в нижнем левом углу фотографии», «Кот с человеческими руками», «Разделение» и «Бобби». У британского режиссёра очень узнаваемая стилистика. В полнометражной картине stop-motion анимация вплетена в игровой сюжет. «Тьма играет в куклы» впервые была показана на Fantastic Fest в Остине, где Морган получил приз лучшему режиссёру, а на киносмотре в Ситжесе картина удостоилась спецприза жюри. В главных ролях - Эшлинг Франчози, Кэолинн Спринголл, Том Йорк, Стелла Гонет, Терика Уилсон-Рид, Бриджитта Рой, Алекс Фриборн, Джеймс Суонтон, Джеймс Харрис, Джаз Хатчинс. Хронометраж - 01:33. Рейтинг R (18+). Премьера - 24.09.2023 (Fantastic Fest). Цифровой релиз - 15.03.2024 (Shudder). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: последние несколько лет Элла (Эшлинг Франчози) проработала ассистенткой у матери Сюзанны (Стелла Гонет), легенды кукольной анимации. Пожилой художнице не даёт творить артрит. А когда у матери случается инсульт, Элла берётся за собственный stop-motion шедевр. Аниматорке помогает загадочная соседская девочка (Кэолинн Спринголл), нашёптывающая сюжет жуткого фильма и предлагающая использовать для создания кукол сначала мясо из холодильника, а потом части тела мёртвой лисы. Элла всё реже выходит из дома и всё больше похожа на шизофреничку, но мультфильму всё чего-то не хватает. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: британский хоррор во всех подробностях показывает трудоёмкую и неблагодарную работу режиссёра, снимающего кукольные мультфильмы. Одна поза фигурки - один кадр, лёгкое изменение позы - новый кадр. Естественно, Морган не обходит стороной элитарность кукольной анимации: мастеров техники мало, да и миллионов точно не заработать. Элла объясняет любовь к stop-motion возможностью оживлять неживое, в опасном пределе - воскрешать мёртвое.  
Пожалуй, уникальность проекта именно во внимательном отношении к кукольной анимации, в изначально пугающей природе техники. Если добавить к двигающимся восковым фигуркам с гримасой на лице тревожную музыку, что и делает Морган, моментально становится не по себе. Элла же запирается с персонажами мультфильма и странноватой девочкой-соседкой дома, так что сойти с ума совсем немудрено. Постепенно художница начинает ассоциировать себя с главной героиней анимационного фильма. По сюжету девочка заблудилась в лесу, за ней погнался таинственный мужчина. Спасением может стать хижина на опушке, но преследователь не унимается. Аниматорка слышит стуки в дверь, а под окнами видит мелькающие тени.  
Параллель между Эллой и кукольным персонажем напрашивается с первых минут. Дочка сомневается в собственных способностях, ведь всю жизнь аниматорка находилась в тени великой матери. Последние годы Элла так и вовсе была руками Сюзанны, поэтому дебютный фильм должен быть особенным, нужно доказать, что растёт новая талантливая художница. Пора выйти из тени кукловода, преобразиться в живого человека, чуть ли не пойти по пути Пиноккио. Давление велико, и юная аниматорка является своим самым строгим судьёй.
Мы далеко не в первый раз видим на экране, как художник фактически сливается с собственным произведением или же становится бесконечно озабочен успехом, как было в «Чёрном лебеде» или «Одержимости». А проблемы ментального характера в четырёх стенах лучше всего исследовал в «Квартирной трилогии» Роман Полански. Ближе всего «Тьма играет в куклы» к «Отвращению», пусть у героини Катрин Денёв не было творческих амбиций, а давление исходило от общества, в основном мужского.


Начинаясь как психологический триллер, картина Моргана во второй половине превращается в дискомфортный боди-хоррор в духе лучших работ Дэвида Кроненберга. А последняя сюрреалистическая и самая безумная часть фильма с красными занавесками, ветками и бархатным гробом отсылает к короткометражным работам Дэвида Линча из 1960-х и более поздним фильмам. Однако благодаря узкой тематике кукольной анимации британского режиссёра трудно обвинить во вторичности, скорее автор раскрывает давно известные мотивы под новым углом и оригинальными средствами…(Максим Ершов)
подготовил Николай Лежнев

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *