Рецензия на фильм «Тельма» (Thelma) (1765)

Конец ноября в украинском прокате смело можно называть скандинавским, однако пока внимание большинства зрителей обращено на "Снеговика" шведа Томаса Альфредсона и "Коматозников" датчанина Нильса Ардена Оплева, незаслуженно незамеченной может остаться мистическая драма Йоакима Триера "Тельма". В главных ролях: Элли Харбоа, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен, Эллен Доррит Петерсен, Людвиг Альгебак. Бюджет - 5,8 млн.$ (NOK 47 500 000). Хронометраж - 01.56. Мировая премьера - 20.08.2017. Премьера (РФ) - 23.11.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: поступление в университет становится для юной Тельмы (Элли Харбоа) поводом покинуть дом суровых, набожных родителей, которые всегда соблюдали по отношению к девушке некоторую дистанцию. Самостоятельная жизнь и новый круг общения раскрепощают девушку, она ходит в клубы, пьет вино, гуляет допоздна, но неожиданно проснувшееся влечение к сверстнице Ане (Кая Уилкинс) - слишком сильное потрясение для Тельмы. Подавляя свои чувства, девушка обнаруживает у себя странные способности, сопровождаемые пугающими приступами, но врачи бессильны излечить Тельму. Однажды, когда после очередного такого приступа бесследно исчезает Аня, Тельма решается поговорить с родителями и выяснить жуткие подробности своего прошлого, тщательно скрытые в недрах ее памяти и подавленные религиозностью...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: конец ноября в украинском прокате смело можно называть скандинавским, однако пока внимание большинства зрителей обращено на "Снеговика" шведа Томаса Альфредсона и "Коматозников" датчанина Нильса Ардена Оплева, незаслуженно незамеченной может остаться мистическая драма Йоакима Триера "Тельма". Фильм этот интересен не только как возможный будущий конкурент "Нелюбви" Андрея Звягинцева в борьбе за "Оскар" (Норвегия отправила академикам именно "Тельму") и даже не из-за фамилии автора (поклонники авторского кино давно понимают сходство и различие двух Триеров). Лента привлекательна своей тематикой, режиссерскими решениями и стилистикой – это своеобразный хоррор, облаченный в одежды авторского кино, или, наоборот, артхаус, скрывающийся за ярлыками и клише "ужастиков". Решайте сами. Йоаким Триер ранее не снимал жарового кино, но зрители, интересующиеся лентами фестивальными, наверняка помнят его работы, в частности драму "Громче, чем бомбы". Именно на контрасте с предыдущими работами постановщика "Тельма" смотрится особенно радикально, хотя бы из-за открывающей сцены с отцом, целящимся из ружья в голову своей маленькой дочери. Далее Триер легко использует шаблоны, привычные любому фильму ужасов: в кадре постоянно мигает электрический свет, а пламя свечей то и дело задувают внезапные сквозняки, птицы здесь бьются в закрытые окна, а змеи ползают по постелям спящих героев, таинственные фигуры стоят в свете фонаря на кромешно темной улице, а в жутком доме престарелых героиню ожидает безумная старуха. Но все показанное – не более чем игра Триера с визуалом и кадром, ему интереснее внутреннее состояние его героини.
Интересно это состояние и для зрителя – ситуация-то изначально кажется вполне обыденной и житейской. Девушка впервые надолго покидает родной дом, в кои-то веки оказывается предоставлена сама себе и, несмотря на частые "проверочные" звонки родителей, может распоряжаться свободным временем. Ничуть не удивительно, что вместе с определенной свободой приходят и чувства, в данном случае - к очаровательной Ане (Кая Уилкинс), девушке с параллельного студенческого потока. И вот здесь начинается самое интересное: Тельма, не чувствуя осуждения "греховного влечения" со стороны, неосознанно начинает ограничивать сама себя, причем задействует при этом те стороны своего характера и организма, которые пугают ее саму.
Разумеется, в "Тельме" присутствует значительный мистический пласт, фильм обращается к скандинавским легендам о ведьмах, затрагивает вопросы, на которые у ученых пока нет ответов, сталкивает лбом науку и религию, но нужно понимать, что Триер говорит языком символическим, а за абстрактными магическими кульбитами сюжета располагаются самые реальные проблемы современного молодого человека, в определенном возрасте получающего опыт первой самостоятельности, первой любви, первых разочарований. Да, авторы часто предпочитают прямым заявлениям иносказание, символы и намеки, но семи пядей во лбу иметь не нужно, чтобы клубок чувств Тельмы распутать и "перевести" на человеческий язык. В этом отношении финал, слишком приземленный и даже банальный, несколько разочаровывает. Впрочем, даже если зрителя разочарует сюжет "Тельмы", всегда остается возможность насладиться великолепной актерской игрой – исполнительница главной роли Элли Харбоа проделала колоссальную работу. Девушка испытывает колоссальную гамму чувств, ей приходится переживать несколько не самых приятных часов в жутковатых условиях, но ни в одном из эпизодов не чувствуется и капли фальши. Столь же теплых слов заслуживают и Хенрик Рафаелсон и Эллен Доррит Петерсен, сыгравшие родителей Тельмы, – им на протяжении фильма приходится "играть в тайну", а это неимоверно сложно. Но что еще лучше характеризует "Тельму", так это то, что картина оставляет место для трактовок. Несмотря на очевидность финала, историю девушки можно рассматривать с самых разных точек зрения – хотите, считайте произошедшее даром Небес или проклятием, хотите, списывайте на загадки медицины или силу любви, а можете даже считать Тельму Богом. Ведь Бог – это любовь, так почему бы ему не проявить себя в столь необычном образе? (Евгений Ухов)
РЕЗЮМЕ: фильм Йакима Триера можно обозначить как сплав психологического триллера и драмы, обрамленный религиозными мотивами и элементами фильма ужасов, рассказывающий о девушке, столкнувшейся с необычными проявлениями своей внутренней силы...
 подготовил Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *