Рецензия на фильм «Тау» (Tau) (1986)

Работа над картиной режиссера-дебютанта Федерико Д’Алессандро началась еще в мае 2016 года, но почти готовый фильм никак не мог найти дистрибьютора. Лишь после того, как Netflix приобрела права на его показ в конце 2017 года, работа над лентой была завершена. Разбирая плюсы и минусы того, что компания Netflix в 2017-2018 годах перешла в активное наступление, намереваясь потратить солидный бюджет на производство собственных полнометражных картин, стоит отметить, что с появлением новой ниши большую свободу обретут те авторы, которые любят экспериментировать, и те жанры, которые прочие студии считают непредсказуемыми, вроде научной фантастики, почти исчезнувшей с экранов. В главных ролях - Майка Монро, Эд Скрейн, Гари Олдман (озвучка), Ивана Живкович, Шэрон Д. Кларк, Йен Вирго. Хронометраж - 01:37. Мировая премьера - 29.06.2018 (Netflix). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: одинокая девушка по имени Джулия (Майка Монро), промышляющая мелким воровством денег, украшений и телефонов у посетителей ночных клубов, однажды оказывается атакована в собственном доме неизвестными. Джулия приходит в себя в загадочной тюрьме, где она, наряду с несколькими другими пленниками, становится объектом непонятного эксперимента – ее разум должен непрерывно проходить тесты, результаты которых переносятся в недра искусственного интеллекта. Пленитель Джулии называет себя Алексом (Эд Скрейн), он держит девушку в своем доме, где работает над усовершенствованием искусственного интеллекта, скрытого в компьютере под названием Тау. Девушке удается выторговать себе немного свободы в обмен на дополнительные эксперименты, но Джулия очень скоро понимает, что ее спасение в большей степени зависит от того, удастся ли ей договориться с Тау, чем от отношений с увлеченным работой Алексом...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: разбирая плюсы и минусы того, что компания Netflix в 2017-2018 годах перешла в активное наступление, намереваясь потратить солидный бюджет на производство собственных полнометражных картин и сериалов, стоит отметить, что с появлением новой ниши большую свободу обретут те авторы, которые любят экспериментировать, и те жанры, которые прочие студии считают непредсказуемыми, вроде научной фантастики, почти исчезнувшей с экранов. Так и получилось, Netflix уже порадовала зрителей несколькими серьезными работами, в иных условиях никогда не получившими бы шанс на производство. Однако очевидно и то, что все проекты, запущенные видеогигантом, не могут быть одинаково высококачественными и успешными, без провалов и неудач не обойтись – весь вопрос в том, как с проблемами справятся продюсеры и боссы Netflix.
А «Тау» – это именно неудача. Это любопытный эксперимент, амбициозный проект, заглядывающий под покровы тем, аналогичных поднятым в том же «Мире Дикого Запада», привлекший не самый худший актерский состав, но не сумевший реализовать свой потенциал. Причем ощущение от фильма складывается такое, будто авторы сами испугались тех возможностей, что им предоставлены, и предпочли сгладить острые углы, «попрыгать» по чужим идеям и в результате свести все к банальной мелодраме, в которой роль искусственного интеллекта сведена к минимуму – он уступает даже непостоянной и непредсказуемой женской логике, такому пока не стоит доверять даже управление своим жилищем. Серьезная проблема «Тау» кроется в том, что фильм очень хочет взять лучшее от своих предшественников и просто тех фильмов, что, видимо, нравятся режиссеру Федерико Д’Алессандро, а получается неуклюже и слишком прямолинейно. Создатели «Тау» то «играют» в «Куб», то напускают холодного мрака, свойственного компьютеру Хэлу из «2001: Космическая одиссея», то устраивают дружбу человека и машины, как в «Коротком замыкании», а на финише отбрасывают излишнюю скромность и «врубают» кровавый слэшер с отрубленными руками и выколотыми глазами. Научная фантастика так не делается, по крайне мере та, что претендует на звание «умного кино». Как и в «Мире Дикого Запада», в сюжете «Тау» присутствуют интересные детали и задаются нетривиальные вопросы об отличии человека от механизма и смысле, который мы вкладываем в слова «жизнь», «разум», «душа», вот только глубины для серьезного размышления в фильме явно не хватает. Лента оказалась поверхностной, а авторам в какой-то момент больше понравилось работать над визуальной частью с мини-дронами, чем вкладывать в головы своих немногочисленных героев разумные мотивации и осмысленные фразы. Истории Джулии и особенно Алекса настолько корявы, что можно подумать, будто писал их искусственный интеллект, причем с не самым высоким IQ. Конечно, лента подкупает возвращением в кадр Майки Монро, звезды хорроров «Оно» и «Гость», новой работой известного по «Перевозчику» Эда Скрейна и голосом самого Гари Олдмана, спрятанного, впрочем, за компьютерными «примочками», но хватает этого ощущения «новизны» ненадолго – все-таки кроме интересных лиц хочется слышать осмысленную речь, следить за небанально развивающимся действием и ожидать непредсказуемого финала. «Тау» же развивается по понятной проторенной дорожке и не удивляет ровным счетом ничем.
РЕЗЮМЕ: хвалить картину особо не за что, но есть один серьезный плюс самого того факта, что лента была снята и добралась до зрителя – значит, Netflix действительно намерен дать авторам свободу самовыражения. Пусть в этот раз выразиться ярко не получилось, но «Тау» способен открыть двери для других авторов, еще более смелых и талантливых. Зрителю это только на руку...
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *