Рецензия на фильм «Сильнее» (Stronger) (1796)

Кажется, нет такой трагедии, из которой Голливуд не был бы готов сделать жизнеутверждающее кино. Бостонский теракт 2013 года мог бы стать поводом для жесткого разговора о том, как плохо ФБР и полиция защищают нацию. Вместо этого в Америке выходят картины вроде прошлогоднего "Дня патриота" или нового "Сильнее", которые не расковыривают политические раны, а воспевают простых бостонцев. Трагикомедию с Джейком Джилленхолом в главной роли поставил режиссёр Дэвид Гордон Грин ("Ананасовый экспресс: Сижу, курю", "Храбрые перцем"). В ролях: Татьяна Маслани, Миранда Ричардсон, Ричард Лэйн мл., Нэйт Ричман. Хронометраж - 01:59. Мировая премьера - 08.09.2017. Премьера (РФ) - 22.10.2017. Релиз DVD - 29.12.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: разгильдяй Джефф Бауман (Джейк Джилленхол) не отличается спортивностью, но приходит в 2013 году на Бостонский марафон, чтобы поддержать свою бывшую девушку Эрин (Татьяна Маслани). Когда чеченские террористы устраивают взрыв, парень оказывается поблизости от эпицентра, и ему отрывает ноги. Медикам чудом удается его спасти. Придя в себя, Джефф описывает ФБР одного из преступников, и это помогает властям вычислить злодеев. О поступке Баумана становится известно, и парня объявляют героем города – символом бостонского мужества перед лицом трагедии. Однако Джефф себя героем не считает. Хотя его поддерживает вся семья и вернувшая к нему Эрин, реабилитация проходит тяжело. Джефф, чье существование и раньше было бесцельно, теперь вовсе не знает, зачем ему жить. Он отказывается от интервью, впадает в депрессию и отталкивает от себя Эрин, потому что чувствует, что не достоин ее любви и заботы.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: кажется, нет такой трагедии, из которой Голливуд не был бы готов сделать жизнеутверждающее кино. Бостонский теракт 2013 года мог бы стать поводом для жесткого разговора о том, как плохо ФБР и полиция защищают нацию. Вместо этого в Америке выходят картины вроде прошлогоднего «Дня патриота» или нового «Сильнее», которые не расковыривают политические раны, а воспевают простых бостонцев – вымышленных полицейских, как в «Дне», или реальных жертв теракта, как в «Сильнее». Впрочем, к воспеванию картина Дэвида Гордона Грина переходит далеко не сразу. Ее суть в том, что газетные герои – куда более сложные люди, чем кажется со стороны. Картина пристально вглядывается в контраст между сторонним восприятием Джеффа и тем, какой он самом деле – инфантильный, ленивый, склонный к алкоголизму, выросший в любящей, но сомнительной семейке. Никто не знает недостатки парня лучше, чем он сам, и Джефф мучается не только от того, что не может ходить, но и от того, что он считает уважение посторонних и интерес СМИ незаслуженными. «Что такого я сделал? – с горечью удивляется он. – Оказался в эпицентре взрыва и потерял ноги?» Каждый новый «фейл» убеждает Джеффа в его правоте и усиливает его страдания. Однако нужно быть хорошим, достойным парнем, чтобы терзаться из-за своих недостатков и чтобы чураться внимания, а не эксплуатировать его. Это видит Эрин, которая привязывается к Джеффу сильнее, чем была привязана до теракта, и это видит режиссер, поручивший главную роль Джейку Джилленхолу. Традиционные голливудские герои у актера не очень получаются, а вот неоднозначные парни вроде Джеффа для него основное амплуа, и Джилленхол мастерски и с большим обаянием играет весь диапазон переживаний персонажа и всю его душевную сложность – его боль, его гнев, его любовь, его стыд, его трусость и его агрессию. Бывшая звезда фантастического сериала «Темное дитя» Татьяна Маслани столь же убедительна и выразительна в роли преданной возлюбленной, а глядя на Миранду Ричардсон в роли матери Джеффа, трудно поверить, что она выросла не в Бостоне, а в Британии. Настолько интеллигентная актриса органична в образе, простите за грубость, американского «белого быдла», интересующегося лишь выпивкой и бейсболом.
К сожалению, нарисовав столь выпуклый портрет главного героя, картина в конце сбивается на проповедничество. В кульминации фильма Педро Мартинес – бывший бейсболист, благодаря которому Джефф выжил в первые минуты после взрыва, – произносит проникновенную речь о том, почему для него важен Джефф. Вкупе с аналогичными признаниями других людей эта речь слишком легко помогает герою победить депрессию и удержать Эрин. Победа над собой – это внутренний труд, а не чье-то внешнее усилие. Проникновенность и душевность финала отчасти скрадывают его плоскость, но внимательному взгляду очевидно художественное противоречие между «телом» ленты и его концовкой. (Борис Иванов)                                           Джейк Джилленхол                           Джефф Бауман
РЕЗЮМЕ: напоследок стоит отметить, что «Сильнее» – не чистая драма, а трагикомедия, с характерным для Бостона мрачноватым юмором. Дэвид Гордон Грин у нас наиболее известен как режиссер фарсов «Ананасовый экспресс: Сижу, курю» и «Храбрые перцем», но начинал он в драматической режиссуре, и сейчас постановщик превосходно сочетает шутки и страсти – так, чтобы они поддерживали, а не перечеркивали друг друга. Вот что значит многогранный опыт!
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *