Рецензия на фильм «Розовое облако» (A Nuvem Rosa) (3166)

Фильм-катастрофа, которому повезло с релизом...

Перед началом «Розового облака», дебютного фильма 31-летней бразильянки Юли Жербази, титр оповещает, что «любое сходство с реальными событиями абсолютно случайно». Наверняка многие скажут, что авторы фильма решили хорошенько хайпануть на теме пандемии и локдауна, но есть один интересный факт - дебютантка в режиссуре Юли Жербази утверждала, что снимала феминистскую притчу о тягостной стереотипной роли женщины, которую навязывает ей патриархальный мир, а сама картина была готова еще в конце 2019 года, после чего её отправили на фестиваль «Сандэнс», где она в результате приняла участие в программе «Мировое драматическое кино». В главных ролях - Рената де Лелис, Эдуардо Мендонса, Хелена Бекер, Жирли Паес, Кая Родригес. Бюджет - $1 000 000. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 29.01.2021. Премьера (РФ) - 01.04.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Джованна (Рената де Лелис) где-то подцепила Яго (Эдуардо Мендонса), и вот они уже развлекаются в её двухэтажном особняке. С сексом, правда, ничего не выходит - оба слишком пьяны. А поутру пара просыпается от рёва сирен и хрипа громкоговорителей - власти призывают всех запереться и закрыть окна, так как в небе над всей планетой появились розовые облака, и их испарения смертельны. В щели розовый яд почему-то не проникает. Так что Яго остается у Джованны... Идут дни, и невольно возникшая пара осознает, что такое положение вещей, кажется, надолго…ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: перед началом «Розового облака», дебютного фильма бразильской режиссерки Юли Жербази, титр оповещает, что «любое сходство с реальными событиями абсолютно случайно». Вроде бы стандартный дисклеймер, но именно перед этой картиной он как нельзя более кстати. Фильм был задуман в 2017-м, снят двумя годами позже, а еще через год случилось все, что в нем показано и предсказано. Ну, почти. Теперь он выходит на экраны, ровно через год после первого локдауна. Хорошо приурочили.Конечно, интересней всего понять, стало бы это кино таким сокрушительно впечатляющим, если б не наш такой привычный уже ковид. Вообще похожие фильмы - про тупик, в который зашло человечество, и про то, как зарево неизбежного конца подсвечивает отношения конкретных людей друг с другом и с самими собой — снимаются регулярно — и великие, и посредственные. «Последняя любовь на земле», «Последний день на Земле», «Последние часы»... Нас постоянно волнует последний вопрос, финальный, и поскольку собственную частную смертность представить как-то тяжело - мы экстраполируем ее на киношный крах всей цивилизации, жизни, вселенной. Это приятно и томительно щекочет нервы, это вызывает болезненный интерес и дает признание - вспомните «Меланхолию». Но на последнем фестивале «Сандэнс» «Розовое облако» не взяло никаких призов - да ему оказалось и не нужно. Малобюджетной инди-картине мощнейшую промокампанию устроила судьба.Прямое попадание: редко на каком фильме можно настолько легко и полно проникнуться чувствами героев. Вот они звонят близким, обсуждают, что карантин, пожалуй, ненадолго. Вот пытаются себя чем-то занять и решают вопрос покупок (в картине найдено решение, которому мы все, пожалуй, можем только позавидовать). Джованна - веб-дизайнер, у неё-то всё хорошо с работой, а вот Яго - мануальный терапевт, и ему срочно надо что-то придумать… Идет время, копится напряжение, выясняются детали, которые не хотел бы, может, узнать о партнере (тем более что его и не выбирал!). Яго мечтает о детях, Джованна - нет, и ее этот традиционализм отталкивает, но деваться им друг от друга некуда. В небе за окном висят бесконечно красивые розовые клубы.И вообще кино у Юли Жербази получилось живописнейшее - не хуже «Земли кочевников». А в своем чувстве меры, в том, как музыка гармонирует с изображением, пожалуй, и превосходящее оскаровского фаворита. «Кочевники» - про неприкаянность на бескрайних просторах и дом, который всегда с тобой, даже когда дома нет. «Облако» - наоборот, про отчужденность, от которой невозможно спастись даже дома. Или особенно - дома.

Вообще Жербази рассказывала, что задумывала фильм как феминистский комментарий к традиционной роли женщины, которую не спрашивают, как она видит свое будущее и свою семью. Внешние обстоятельства, как то самое удушливое облако, уже окутали ее, изолировали от свободы и решили все за нее. Что же, история получила еще один уровень: обстоятельства все решили и за саму режиссерку, сделав ее кино актуальным комментарием не только к женской судьбе - к нашей общечеловеческой участи. И если подумать, дело тут совсем не в ковиде - он ничего не меняет. (Фёдор Дубшан)РЕЗЮМЕ: как и эпидемия, фильм Жербази не столько поместил нас вместе с героями в новую ситуацию, сколько подчеркнул уже имеющиеся правила. Жизнь хаотична: она непредсказуемо сводит нас с людьми и не так-то легко дает от них оторваться, с разных сторон на нас давят природа, конечность и требования общества. Путешествия, мечты, внутренний мир тоже имеют свои ограничения. Все это может быть отнято. Нам остаются только некий инстинкт свободы и признание реальности - столь же красивой, сколь и ужасной, как многообразие цветов и форм у облака за окном. Пожалуй, ценителям стоит увидеть это короткое, ясное, лаконичное и безнадежное кино, полное поэтического напряжения. А что касается будущих перспектив самой Юли Жербази как режиссера, то о них совершенно точно можно говорить с оптимизмом, поскольку очевидно - она обладает талантом и умением работать с тонкими психологическими деталями, и даже при всем желании отполировать «Розовое облако», присутствует в нем нечто, никак не отпускающее после просмотра...

 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *