Рецензия на фильм «Роман служанки» (film Mothering Sunday) (3633)

Британская драма обнаженных чувств и тел…

Режиссер Ева Хассон продолжает кропотливо исследовать женскую природу, перейдя от чувств «Девушек солнца» (номинация на «Золотую пальмовую ветвь») к чувственности «Романа служанки». Эта заряженная эротизмом слоу-драма о подавленных эмоциях затягивает. Но не как нечто увлекательное, а как корсет: силуэт в нем красив, а дышать трудновато. Основой фильма стала новелла лауреата Букеровской премии Грэма Свифта о взаимном увлечении горничной и аристократа на фоне британских поместий, полных незалеченных травм Первой мировой. В главных ролях - Оливия Колман, Колин Фёрт, Джош О’Коннор, Одесса Янг, Эмма Д’Арси, Гленда Джексон, Эмили Вуф, Сопе Дирису, Кэролайн Харкер, Саймон Шепард. Хронометраж - 01:44. Рейтинг R. Премьера (мир) - 09.07.2021 (Каннский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Англия, 1924 год. Для горничной Джейн Фэирчайлд (Одесса Янг) «Материнское воскресенье» должен стать двойным праздником. Мало того, что мистер и миссис Нивенс (Колин Ферт би Оливия Колман), на которых она работает, подарили ей выходной. Джейн также проведет целый день с аристократом Полом Шерингемом (Джош О'Коннор), с которым у нее какое-то время были страстные отношения. Но этот день окажется совсем не таким, как они себе представляли ...

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: популярность разного рода замедлений от slow beauty, food и art до всеохватного slow living неуклонно растет. Искусство растягивать момент, проживая его во всей полноте, не оставило равнодушным и киноэкран. Slow cinema ретроспективно укрыло под собой режиссеров, чьи работы располагают к созерцательности: от Тарковского до Сокурова, от Пазолини до Вирасетакула. Породило оно и массу подражателей, не всегда чувствующих грань между красотой неподвижности и промедлением, что смерти подобно. Режиссер Ева Хассон продолжает кропотливо исследовать женскую природу, перейдя от чувств «Девушек солнца» (номинация на «Золотую пальмовую ветвь») к чувственности «Романа служанки». Эта заряженная эротизмом слоу-драма о подавленных эмоциях затягивает. Но не как нечто увлекательное, а как корсет: силуэт в нем красив, а дышать трудновато.

Основой фильма стала новелла лауреата Букеровской премии Грэма Свифта о взаимном увлечении горничной и аристократа на фоне британских поместий, полных незалеченных травм Первой мировой. Кино в оригинале, как и книга, названо «Материнское воскресенье», однако наши прокатчики решили переименовать его с намеком на сериальный блокбастер «Рассказ служанки». Но как текст Грэма Свифта далек от Джонатана Свифта, так и «Роман служанки» имеет мало (ничего) общего с громкой антиутопией. Драма скорее тяготеет к внешнему облику и атмосфере «Аббатства Даунтон» и «Госфорд-парка», воспроизведенных нелинейно и с замедленной скоростью.

В фильме детально проживается один роковой день, изменивший жизнь героини Джейн (три ее возраста сыграны Одессой Янг и Глендой Джексон). День, бросающий из крайности в крайность, от страстных придыханий к глухим рыданиям, убьет мечту, но раскроет предназначение героини - сочинительство. Роман как любовная связь здесь обречен, но как литературное произведение - оказывается обреченным на успех. Сиротство и война, запретная любовь и вечная разлука, несбывшиеся надежды и неизбывные страдания - такова эмоциональная партитура фильма «Роман служанки».

Неприкрытость чувств подкреплена здесь весьма откровенной телесной наготой. Виртуозная операторская работа поет гимн женственности и британскому стилю, но за этим внешним великолепием если и угадывается глубина, то это глубина пустоты. Как обнаженная натура сама по себе лишена сексуальности, так и актерское существование здесь отдает приторной притворностью и не вызывает сопереживания.

Даже мерцательное появление блестящего дуэта Оливии Колман и Колина Ферта, которые в отведенные им минуты наполняют происходящее смыслом и по-настоящему обнаженной болью (война, по сюжету, украла у них сыновей), не оправдывает претенциозную протяжность фильма. «Роман служанки» о том, в каких муках жизнь перерождается в прозу, заставляет помучиться и зрителей.

Во флегматичной смене художественных кадров увязают темы послевоенного синдрома, классовых противоречий, тяжелой женской доли, последствий подавленных чувств, будь то страсть или скорбь, и одиночества творца - все это спрятано по углам роскошных интерьеров и рассеяно в сигаретном дыме. Здесь много и многозначительно курят, не выдыхая при этом ни значимых мыслей, ни фраз... (Эмилия Деменцова)

подготовил Николай Лежнев

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *