Рецензия на фильм «Роден» (Rodin) (1777)

Фильм о знаменитом скульпторе поставил 73-летний режиссер Жак Дуайон, завсегдатай Берлинского кинофестиваля, отмеченный его многочисленными наградами. Тем не менее, большинство критиков назвали "Родена" самой слабой лентой минувшего Каннского кинофестиваля. И не мудрено - ведь картина рассказывает интересную историю, но делает это так, что в зале трудно не заснуть. В главных ролях - Венсан Линдон, Изиа Ижлен, Северин Канеел, Бернар Верле, Андерс Даниелсен Лье, Артур Нозисель, Лоран Пуатрено. Хронометраж - 01:59. Мировая премьера - 24.05.2017. Премьера в Украине - 21.12.2017 (ArtHouse Traffic). Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: в 1880 году, после многих лет борьбы за место в художественном мире, французский скульптор Огюст Роден (Венсан Линдон) наконец-то начинает получать престижные заказы. Тогда же он заводит роман со своей талантливой ученицей Камиллой Клодель (Изиа Ижлен), которая становится музой Родена и вдохновляет мастера на создание его самых чувственных произведений. Однако скульптор не хочет жениться на девушке, так как сохраняет отношения со швеей Розой Бёре, матерью его незаконнорожденного сына. Карьера Родена также развивается непросто, поскольку он затягивает работу над статуями и создает скульптуры, которые шокируют заказчиков своей художественной смелостью.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: байопик об Огюсте Родене, снятый французским режиссером Жак Дуайоном, – амбициозная картина. Ее двухчасовое повествование охватывает несколько десятилетий, и она старается уделить равное внимание романтическим перипетиям в жизни скульптора и его артистическим поискам. В основном в фокусе повествования находятся отношения Родена (Венсан Линдон) с Камиллой Клодель (Изиа Ижлен) и многолетняя работа мастера над провокационным памятником Оноре де Бальзаку, который даже сейчас вызывает оторопь у неподготовленного зрителя. Однако картина затрагивает и многие другие темы – от романа с Розой Бёре (Северин Канеел) до дружбы Родена с литературными классиками того времени.
В теории это делает "Родена" идеальной картиной для тех, кто хочет разобраться в жизни и творчестве мастера, но не жаждет копаться в энциклопедиях. На практике же картину бессмысленно смотреть, если вы предварительно не прочли хотя бы "Википедию" и несколько статей о том, что фильм якобы освещает. Почему "якобы"? Потому что лента рассказывает о Родене так отрывисто, с упущением многих важных деталей, что она смотрится как частично решенный кроссворд. Зрителям предлагается то ли домысливать случившееся, то ли заполнять пустоты уже имеющимися знаниями.
Второе куда вероятнее – трудно логически домыслить, например, что Камилла Клодель в определенный момент сошла с ума и семья поместила ее в лечебницу. Фильм лишь намекает на эту трагедию, и Дуайон явно предполагает, что публика в курсе, чем закончились отношения двух выдающихся талантов (о Клодель иногда пишут, что в некоторых работах она превзошла учителя). Конечно, люди, которые всерьез интересуются искусством, это знают. Но согласитесь, что странно в фильме, начинающемся с зарождения романа Родена и Клодель, не показывать, как этот роман завершился. При этом в картине находится место для совершенно необязательной сцены, в которой натурщицы убеждают Родена заняться сексом втроем.
Почти все прочие заявленные в фильме темы раскрыты еще хуже. Более-менее внятно и подробно рассказана лишь история памятника Бальзаку. Но и она подана столь поверхностно, что после завершения сеанса памятник остается такой же загадкой для зрителя, какой он был до покупки билета. Мы видим, как видение памятника развивалось, однако понять, почему Роден сделал памятник именно таким, по фильму практически невозможно. Что ж, по крайней мере, картина заставляет более глубоко задуматься о природе монумента – и, возможно, найти для себя те ответы, которые не решился дать постановщик.
Помимо проверки зрителей на эрудицию лента с готовностью испытывает терпение публики. В фильме немного драматичных сцен, и даже они поданы "при комнатной температуре", с минимумом огня и страсти. Картина рассказывает интересную историю, но делает это так, что в зале трудно не заснуть. В свою очередь, вышеупомянутая отрывистость мешает сопереживать героям, поскольку заставляет разгадывать картину как головоломку и не дает вживаться в действие.
Визуальное решение "Родену" не помогает. Оно подчеркнуто минималистично – основная часть действия развивается в мастерской, и разглядывать можно лишь незавершенные статуи, лица героев и их рабочие халаты. Это вам не костюмная драма с балами, приемами и прочими красивостями. Конечно, для фильма о скульпторе такой подход вполне уместен, но он должен сочетаться с захватывающим сюжетом, а не прилагаться к слабому сценарию с выспренними диалогами, которые по-французски звучат столь же неправдоподобно, как по-русски.
Единственное достояние картины – Венсан Линдон в заглавной роли. Он очень убедителен и как Роден-любовник, и как Роден-творец, и в более выдающейся картине Линдон мог бы быть бриллиантом в золотой оправе. В "Родене" же он смотрится как алмаз в пыли, и его игра не улучшает ленту, а подчеркивает ее недостатки. (Борис Иванов)
 подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *