Рецензия на фильм “Решала. Нулевые” (2645)

Бурятская дилогия "Решала" Жаргала Бадмацыренова (тупой гопник из сериала “Полярный”) и Александра Кузьминова - одно из самых ярких явлений российского регионального кино последних лет. Простая, но ладно скроенная история о двух парнях, свернувших на кривую дорожку, пусть и не была избавлена от шероховатостей, подкупала своей жизненностью и зацепила многих за пределами республики. В конце концов авторы - шутка ли - вышли на федеральный уровень со спортивно-криминальной драмой "Эластико", тоже весьма достойно смотревшейся в общем ряду российской кинопродукции. А теперь вернулись к "Решале", приделав к нему приквел. В главных ролях - Константин Озеров, Моисей Куртанидзе, Чингиз Аздаев, Жаргал Бадмацыренов, Евгений Аёшин, Вячеслав Ширяев, Бэлик Дамбаев, Олег Петелин, Максим Сорочинский, Александра Чубыкина. Хронометраж – 01:26. Премьера (РФ) – 05.12.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: 2008 год. Старинные друзья Костя и Завгар придумывают не совсем легальные схемы заработка. Деньги приходят легко и так же легко уходят. Кажется, что этот успех будет вечен. Но на каждого найдется свой капкан, особенно если хочется еще больше денег. Костя затевает большую игру, которая может стоить и ему, и Завгару свободы, дружбы и даже самой жизни…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: бурятская дилогия "Решала" - одно из самых ярких явлений российского регионального кино последних лет. Простая, но ладно скроенная история о двух парнях, свернувших на кривую дорожку, пусть и не была избавлена от шероховатостей, подкупала своей жизненностью и зацепила многих за пределами республики. В конце концов авторы - шутка ли - вышли на федеральный уровень со спортивно-криминальной драмой "Эластико", тоже весьма достойно смотревшейся в общем ряду российской кинопродукции. А теперь вернулись к "Решале", приделав к нему приквел, который теперь тоже увидит вся страна.
Фильм "Решала. Нулевые" снят совсем не так, как первые две части, на "пацанские" кровавые драмы он совсем не похож. А похож больше всего, пусть и с некоторой натяжкой, на авантюрную комедию - тоже, естественно, "пацанскую", ведь действующие лица те же. Вернувшись на несколько лет назад, сценаристы поведали о дружбе уже знакомых героев - собственно, "Решалы" Кости и одного из главных антагонистов предыдущих картин Завгара. И таким образом пролили свет на специфику их отношений друг с другом и с некоторыми другими важными фигурами серии.
Костя - ещё никакой не адвокат, но уже удивительно смышлёный, хваткий и бойкий парень, ловчила, каких поискать. Вместе с закадычным дружком они ищут способы навариться - и порой находят. Время от времени всё, понятно, идёт не так, и в какой-то момент это приводит к серьёзным проблемам. Это мы понимаем сразу: основные события сюжета излагает сидящий за решёткой Завгар, не скрывающий крайнего недовольства подельником.
Рассказ его полон своеобразного - такой, разумеется, придётся по вкусу не всем - юмора, присущего и первым "Решалам". А также - познавательных, богато иллюстрированных подробностей о не самых честных способах отъёма денег у населения и государства, активно применявшихся предприимчивым жульём в прошлом десятилетии. В отличие от своего знаменитого предшественника, Костя Уголовный кодекс отнюдь не чтит, что долго сходит ему с рук и не мешает жить в своё удовольствие. Опасность появляется с тыла: невнимательность к ближнему чревата самыми печальными последствиями, и этот урок "Решале" ещё предстоит выучить (что, он, судя по оригинальному фильму, и сделал - даже с чрезмерным усердием).
Смотрится новый "Решала" бодро, может похвастать уже зарекомендовавшими себя актёрами, по-настоящему забавными сценами и остроумными находками в диалогах, трогательным ностальгическим флёром в живописании совсем недавно завершившейся (отчего её отдалённость от нас сегодняшних чувствуется только острее) эпохи. И даже раздражающий эффект от саундтрека - а вы представляете, какую музыку предпочитает отображённый контингент - деликатно сведён к минимуму. Создатели бурятской бандитской франшизы сделали совсем не похожую на прежние работы и при этом вполне жизнеспособную вещь, и за это достойны только похвалы. Результат состоятелен не только как предыстория, имея автономную ценность.
Парадоксально, но именно это и оказывает фильму "Решала. Нулевые" медвежью услугу. Уникальный случай: самодостаточность ленты оказывается её главным недостатком. Дело в том, что "Решала" и "Решала 2", не раскрашивая мир в чёрную и белую краски, успевали сформулировать внятный моральный посыл. Посыл этот содержит простые, но обязательные в таких случаях для проговаривания истины: нарушать закон - плохо, связываться с криминальными авторитетами - опасно, быть дебилом и беспредельщиком - ужасно, а помогать дебилам и беспредельщикам, связываясь с криминальными авторитетами и нарушая закон - хуже всего. А вот в приквеле манифестации этих очевидных (только вот, к сожалению, не всем) императивов явно не хватает.
Потому что трагедия, в кульминационной части сюжета настигающая друзей (исключительно по их вине), имеет несоизмеримые последствия. С одной стороны, это позволяет сохранить общую легкомысленность тона. С другой, сценаристы сильно рискуют быть превратно понятыми зрителем, не имеющим представления о дальнейшей судьбе героев (а таких будет немало). Тем, конечно, больше причин такому зрителю продолжить знакомство с бурятским кинематографом. Но если взять свежего "Решалу" как отдельное произведение, это выглядит изъяном. И, увы, существенным…( Дмитрий Сосновский)
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *