Рецензия на фильм «Райские птицы» (film Birds of Paradise) (3454)

Страшко, андрогин из Украины - в подражании «Чёрному лебедю»…

Две красивые, гибкие, болезненно худые танцовщицы соревнуются за единственное место в балетной труппе, сходятся а затем расходятся как две половинки целого. Наркотики, галлюцинации, секс и тяжкий труд! Пока одна из них не сломается. Вы правы, если думаете, что это очень похоже на сюжет драмы «Черный лебедь» 2010 года режиссера Даррена Аронофски. За роль в этом фильме Натали Портман получила премию «Оскар», а уроженка Украины Мила Кунис сыграла ее коллегу/любовное увлечение/соперницу. Режиссер Сара Адина Смит берет ту же историю, но добавляет неприкрытый эротизм и, конечно же, актуальную ЛГТБ повестку. Это позволило показаться в небольшой роли ещё одной украинцу/украинке - модели-андрогину Став Страшко, которая/который родился в Днепропетровске, а теперь проживает в Израиле. В главных ролях - Жаклин Биссет, Диана Сильверс, Кэролайн Гудолл, Кристин Фросет, Элен Кардона, Нассим Си Ахмед, Роджер Барклай, Став Страшко, Джереми Вилер. Хронометраж - 01:45. Рейтинг R. Премьера (мир) - 24.09.2021 (Amazon Prime Video). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: бывшая баскетболистка Кейт Сандерс (Диана Сильверс) - американка из парижской балетной академии, чувствует себя аутсайдером. У неё скудная стипендия, она не говорит по-французски, а чувство вины за жертвы своего отца-одиночки вызывает у неё постоянный страх сделать что-то не так. В одной группе с ней - Марин Дюран (Кристин Фросет), похожая на нимфу, вспыльчивая дочь американского посла. Если вначале они ладят и даже оказываются в одной постели, то позднее разница в деньгах и статусе приводит к разладу. В соперничестве за единственное место в балетной труппе Парижской национальной оперы фавориткой выглядит Марин, но у неё тоже имеются проблемы психиатрического свойства - она сломлена самоубийством своего брата-близнеца Олли… 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: каждое поколение получает по одному заметному фильму о балете. Многие считают лучшей картиной всех времён «Труппу» 2003 года от Роберта Олтмена. Сценарий был им написан в соавторстве с кинозвездой Нив Кэмпбелл. Интимный и тонкий фильм содержал яркие детали и был основан на ее опыте балерины (изысканный танец под проливным дождем под My Funny Valentine позволяет понять суть балета). В фильме 1977 года «Поворотный момент» Ширли Маклейн и Энн Бэнкрофт сыграли стареющих балерин, противостоящих друг другу. Там были сенсационные танцы реальных звезд балета, в том числе потрясающий «Корсар» Михаила Барышникова. Но в 2000 году фильм Николаса Хайтнера «Авансцена» впечатлил зрителей не столько танцами, сколько мыльными сюжетами о жестком соревновании молодых танцовщиц за право стать прима-балериной. Нечто подобное, но ещё и с элементами мистики, мы увидели в картине 2010 года «Чёрный лебедь» с Милой Куинс и Натали Портман  в главных ролях. 

Картина Сары Адины Смит, снятая по мотивам романа А.К. Смолла «Яркие горящие звезды», добавляет сюда неприкрытый эротизм и, конечно же, актуальную ЛГТБ повестку. Это позволило показаться в небольшой роли модели-андрогину Став Страшко, которая/который родился в Днепропетровске, а теперь проживает в Израиле. 

Визуально «Райские птицы» не выглядят столь же мрачно, как «Черный лебедь» - здесь явно больше внимания уделено неровностям женской дружбы и нарождающейся близости. Помимо нескольких психоделических танцевальных номеров, Сара Адина Смит сосредотачивается на робких взглядах и ночных прикосновениях двух подруг, лежащих в одной постели. Это, в конечном итоге приводит к тому, что ее фильм переполнен не словами, а красивыми и бессмысленными кадрами. Широко открытые глаза и дрожащие губы Дианы Сильверс («Ма», «Агент Ева») и Кристин Фросет («В поисках Аляски») предполагают глубокие чувства, но это никак не проявляется в диалогах. Тем более, служат эти диалоги лишь для того, чтобы по-быстрому объяснить мотивы героинь. Кейт по телефону рассказывает отцу, что для оплаты танцев она подрабатывает дополнительно. А Марин рекомендует ухажерам держаться от неё подальше, поскольку она опасна. Фильм выглядит более жутким, чем кажется, благодаря зловещей музыке Эллен Рид и паре ужасных моментов для балерин, которые осмелились соперничать за место в балетной труппе. Та же Джия (Ева Ломби), единственная черная танцовщица в группе, вначале даёт немного глубины, но затем отходит на второй план. Балетные танцы выглядят технически сложными, искусными и увлекательными, но отснятый материал переполнен галлюциногенными сценами и слишком явными метафорами - они кажутся излишними и даже наивными. К сожалению, при всей драме и неизбежной крови на пятках, расстройствах пищевого тракта и романтических страданиях героинь, времени для настоящих балетных танцев почти не остаётся. Режиссер Сара Адина Смит обладает даром создавать яркие образы, граничащие с готикой, но сюжет настолько перегружен, что мы едва успеваем заметить все ещё эффектную Жаклин Биссет в роли требовательного директора балетной группы... 

СПРАВКА: 28-летняя Став Страшко - израильская модель-андрогин, актриса. Родилась мужчиной, но неоднократно говорила, что она женщина. Физиологически она остаётся мужчиной, но не планирует менять своё тело хирургическим путём.

Страшко родилась в Днепропетровске и, вместе с родителями, в двухлетнем возрасте переехала в Израиль. Снимается в рекламных фотосессиях. Как актриса известна по израильскому сериалу «Голубая Натали», а также фильмам «Улитки под дождем» и «Безупречная». За последний в 2018 году номинировалась на премию «Офир» в категории «Лучшая актриса» и стала, таким образом, первым трансгендером, претендовавшим на эту премию. 

РЕЗЮМЕ: главный герой фильма, ведущий танцор Фелипе (Даниэль Камарго), в какой-то момент шепчет Кейт: «Никто не платит за то, чтобы видеть совершенство. Они платят, чтобы увидеть романтику, желание, доминирование и соприкосновение тел». Режиссёр Сара Адина Смит работает с оглядкой на уже известные фильмы о балете, но «Райские птицы» превращаются в странную, слегка тревожную «золотую середину» - красивую, но пустую, интригующую, но отстраненную, искусно исполненную, но не способную вызвать настоящие эмоции…


 

 

Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *