Рецензия на фильм “Прачечная” (The Laundromat) (2500)

Фильм Стивена Содерберга погружает нас в пучины "панамагейта" - скандального дела 2016 года о финансовых махинациях многих видных политиков, успешно скрывавших наличие своей собственности с помощью панамской юридической компании Mossack&Fonseca. В результате утечки конфиденциальных бумаг эти махинации стали достоянием прессы. В главных ролях - Мэрил Стрип, Гари Олдман, Шэрон Стоун, Мелисса Рауш, Дэвид Швиммер, Джеймс Кромуэлл, Антонио Бандерас, Маттиас Шонартс, Алекс Петтифер, Роберт Патрик. Хронометраж – 01:36. Рейтинг R. Мировая премьера – 01.09.2019 (Венецианский кинофестиваль) Оценка www.kino-nik.ru 7/10

О ЧЕМ КИНО: в распоряжении журналистов оказываются 2,6 терабайта документов с информацией об офшорных счетах множества нынешних и бывших…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: появление "Прачечной" на кинофестивале в Венеции вызвало смесь аплодисментов с улюлюканьем: в ее титрах значится марка Netflix, стрим-колосса, который делает фильмы для проката в Сети и потому отвергается фестивалями уровня Берлинского и Каннского. Венеция вот уже второй год подряд ходит в нарушителях конвенции и стоически выдерживает град оплеух. Однако именно Netflix пока выполняет для Венеции роль курицы, несущей золотые яйца: в прошлом году триумфатором была снятая им "Рома", теперь нешуточным претендентом на главные мировые призы грозит стать "Прачечная".
Фильм погружает нас в пучины "панамагейта" - скандального дела 2016 года о финансовых махинациях многих видных политиков, успешно скрывавших наличие своей собственности с помощью панамской юридической компании Mossack&Fonseca. В результате утечки конфиденциальных бумаг эти махинации стали достоянием прессы.
Главный сюжет связан с вдовой Эллен Мартин (Мерил Стрип). Она с мужем отправилась в романтическое путешествие по озеру на экскурсионном суденышке, но накатила волна, и в ней погиб 21 человек, включая мужа. Теперь вдовушка хочет получить положенную ей страховку, но та оказывается поддельной. И Эллен начинает свою одиссею по оффшорным островам и весям, делая удивительные открытия. А владельцы злополучной панамской компании Юрген Моссак (Гэри Олдман) и Рамон Фонсека (Антонио Бандерас), сверкая безупречными прическами, проводят для нас этот ликбез в качестве учтивых гидов. Объясняют нам природу денег как главной движущей силы прогресса - она непонятна питекантропам, добывающим огонь трением (одна из первых сцен фильма), но без нее не обходится в наши дни никто. И как эксперты наглядно вскрывают всю хитроумную коррумпированную систему, на которой держатся многомиллиардные состояния умельцев.
В основе фильма - книга Джейка Бернштейна "Тайный мир", но журналистское расследование переведено в жанр многослойного плутовского полуромана-полурепортажа, где один трагикомический казус громоздится на другой, вызывая в зале смех и веселую оторопь. Самые влиятельные богачи мира вдруг обнаружили, что их хорошо налаженная система ухода от налогов вдруг дала трещину, и через нее на свет божий просочились 11 с половиной миллионов разоблачительных финансовых документов. Стали известны названия и адреса подставных компаний, размеры и реквизиты оффшорных счетов и другие вполне интимные детали. Описывать всю эту заковыристую механику в игровом кино было бы самоубийственно, и Стивен Содерберг (“Секс, ложь и видео”, “Одиннадцать друзей Оушена”) выбрал единственно возможный, на мой взгляд, вариант: он сделал абсурдистскую "черную комедию" с водевильными подчас коллизиями, погруженную в гламурный мир шикарных офисов и роскошных апартаментов, экзотических островов и сверхбогатых имений, которые на наших глазах рассыпаются, как карточный домик. Оба огламуренных "ведущих" (Гари Олдмэн и Антонио Бандерас), а также Мерил Стрип, фактически выполняющая в роли вдовушки функцию шампура, на который нанизаны разнокалиберные казусы, умудряются снабдить юмором и сочувствием, "утеплить и одомашнить" материал, который в ином случае показался бы образовательной лекцией. Но на просмотре не скучаешь ни минуты, и в этом смысле изобретательность и мастерство режиссера можно считать виртуозными…(Валерий Кичин)
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *