Рецензия на фильм «Подлинный Вермеер» (A Real Vermeer) (2027)

Экранизация любопытной истории о талантливо подделывавшем шедевры художнике поставлена режиссером Рудольфом ван ден Бергом. "Подлинный Вермеер" в 2017 году был одним из фильмов-претендентов, отобранных голландским кино-комитетом, чтобы представлять страну в борьбе за "Оскар", а до проката в СНГ добрался только в 2018 году. В главных ролях - Ерун Шпиценбергер, Лизе Ферин, Рёланд Фернхут, Порги Франссен, Деви Рейс, Мингус Дагелет, Раймонд Тири, Клод Умберт, Ганс Кройсет, Вивиан де Мюйнк. Бюджет - 3 900 000 евро. Хронометраж - 01:55. Мировая премьера - 24.09.2016. Премьера (РФ) - 08.03.2018. Цифровой релиз - 08.08.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: послевоенная Голландия. Перед судом предстает художник, реставратор и арт-бизнесмен Хан ван Меегерен (Ерун Шпиценбергер), обвиняемый в коллаборации с немцами и дружбе с самим Герингом, которому подсудимый продал ценнейшую картину знаменитого живописца Вермеера. Ван Меегерен вину отрицает, больше того, он утверждает, что переданное немцам полотно – искусная подделка под мастеров XVII века, выполненная им самим. Экспертиза действительно делает вывод о том, что ван Меегерен обвел Геринга вокруг пальца, но беда заключается в том, что это далеко не единственная картина якобы кисти знаменитых живописцев, проданная ловким мошенником, и ему всегда удавалось обмануть самых придирчивых искусствоведов. Почему, обладая таким талантом, ван Меегерен не создавал собственные картины, что мешало раскрыть мистификацию раньше, как никому не известному художнику удалось выставить свои работы рядом с шедеврами мировой живописи – во всем этом предстоит разобраться суду...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: неспешно прогуливаясь вдоль вернисажей выставочных залов и художественных галерей, рассматривая шедевры живописи, исполненные в самых разных стилях и манерах, невольно задумываешься о том, что делает ту или иную работу того или иного мастера шедевром. Ведь однозначного определения у гениального полотна нет – оно не обязательно должно фотографически повторять реальность, ему не обязательно сохранять естественные цвета и пропорции, это может быть даже набор геометрических фигур, в которых каждый зритель может увидеть что-то свое. Тем не менее за какой-то абстрактный набор цветастых полос коллекционеры готовы отдать миллионы долларов, а иной портрет, бывает, не стоит и потраченных на него красок и холста. Сложная тема, обсуждать которую можно бесконечно, но так и не найти обезоруживающих собеседника аргументов. Историческая драма «Подлинный Вермеер» в большой мере опирается именно на этот непростой вопрос: главный герой ленты, голландский живописец Хан ван Меегерен (Ерун Шпиценбергер), не смог добиться признания собственными работами, зато смог настолько талантливо подстроиться под стили фламандских классиков, что выстроил на этом карьеру и, по своему собственному признанию, «написал больше вермееровских картин, чем сам Вермеер». И долгое время художнику удавалось обманывать целый мир – признаться в подделке его заставила нелепая шутка судьбы, перед мошенником стоял выбор, отправиться на долгий срок в тюрьму за распродажу ценных картин нацистам или признать их подделками и отделаться скромным сроком за мошенничество. Ван Меегерен предпочел второе, но за это был жестоко унижен – ему пришлось выплатить гигантский штраф, возмещающий разницу между стоимостью полотен признанных мастеров и его собственными работами. Как видите, между понятием «шедевр» и «любительская мазня» здесь находятся только неверные экспертные оценки.
Кстати, именно экспертные оценки и подтолкнули ван Меегерена на подлог, и это очень красивая история, в которой художник просто не смог вовремя остановиться. Мы не станем раскрывать всех перипетий сюжета, но, поверьте, изготовитель фальшивок взялся за мошенничество не из желания разбогатеть, им двигало чувство справедливой мести и желание поставить на место зарвавшегося критика. Создатели картины добавили к реальным мотивациям ван Меегерена еще и романтическую линию, но к ней зрителю стоит отнестись с некоторой осторожностью – отношения между Ханом и Йоланкой Лакатош (Лизе Ферин) выдуманы сценаристами чуть меньше чем полностью.
Зато очень точно и правдиво описано то, каким образом непризнанному гению удавалось провести толпы искусствоведов – сегодня эти методы, конечно, не работают, ведь радиоуглеродный анализ красок показывает их возраст с точностью до десятилетия, а в середине прошлого века ван Меегерену удавалось придать нужную текстуру холсту, подобрать верные компоненты красителей и даже воссоздать особую структуру поверхности картин, добавляя микротрещины-кракелюры. И это добавляет ленте определенный детективный окрас, делая ее совершенно точно нескучной...(Евгений Ухов)
P.S. любопытно, что после разоблачения подделки Хана ван Меегерена сначала резко упали в цене, а затем стали вновь высоко оцениваться критиками и специалистами, как полотна, выполненные в традициях классицизма. Больше того, со временем появились даже подделки подделок ван Меегерена, приобретенные коллекционерами.
РЕЗЮМЕ: но детектив детективом, а в центре все-таки остается тема нереализованности, непризнания и желания доказать миру обоснованность своих притязаний на толику славы. Художник (вне зависимости от того, в каком виде искусства творит) и сегодня далеко не всегда бывает вовремя признан по заслугам, а уж про минувшие эпохи и говорить нечего. Поэтому «Подлинный Вермеер» – кино прелюбопытное не только как история талантливого мистификатора и мошенника, но и как трагедия человека, лишенного заслуженной славы по прихоти бездарной толпы...
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *