Рецензия на фильм “По воле божьей” (Grace a Dieu) (2328)

“Пап, а ты всё ещё веришь в бога?”…

Картина Франсуа Озона - это фильм, чьё действие даже еще не закончено, а продолжается прямо сейчас в городе Лион, где несколько взрослых мужчин подали в суд на священника, принуждавшего их к сексу в летних католических лагерях. Но, не отрицая важности темы, не принижая праведный пафос необходимости выволакивать на свет секреты прошлого, как бы ни упирались те, кому выгодно держать все под покровом тайны, нельзя не сказать, что “По воле божьей” - наименее кинематографичная, самая болтливая и нудная вещь французского режиссёра, парадоксально ударившегося в проповедничество в фильме, призывающем церковь к ответу. В главных ролях - Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Жозиан Баласко, Эрик Каравака, Франсуа Шатто, Мартина Эрель, Оливье Фалье, Жюль Гозлен, Франсуа Марторе. Хронометраж - 02:17. Мировая премьера – 10.12.2018. Премьера (РФ) – 04.04.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: 2014 год. Католику Александру (Мельвиль Пупо) 40 лет, он живёт в Лионе, периодически уезжает по работе в Париж, но дома всегда ждут любимая жена и пятеро детей. Когда Александру было 9 лет, он подвергся насилию со стороны священника Бернара Прейно. Травму мальчик пронес через всю жизнь и только узнав, что Прейно все еще работает с детьми, нашёл в себе силы, чтобы заговорить. Александр переписывается с кардиналом Филиппом Барбареном – за кадром постоянно озвучивается текст писем, который, признаться, несколько утомляет – и даже встречается с Прейно. Тому уже около 70, и он не отрицает своих действий, но и не просит прощения у Александра. К удивлению последнего, Барбарен не намерен лишать Прейно сана. Да, отец Прейно растлевал детей, но это было так давно, что можно закрыть глаза. Такой расклад Александра не устраивает, и он подаёт в суд. Второй герой, атеист Франсуа (Дени Меноше), попал в лапы отца Прейно в 11-летнем возрасте. Сейчас он счастливо женат, но периодически стучит изо всех сил на барабанах в гараже, выбивая гнев. Когда мать рассказывает ему о деле против Прейно, Франсуа не хочет ворошить прошлое, но в итоге становится главным двигателем всей истории. Вместе со своим другом, также жертвой абьюза священника, он создает сайт «Свободное слово», чтобы испытавшие в детстве насилие от рук служителей церкви могли поделиться своими историями.
Так в фильме появляется третий герой, эпилептик Эмманюэль (Сванн Арло), чья жизнь после развратных действий отца Прейно пошла под откос. От страдает приступами гнева, с женщинами отношения складываются плохо, нормальной работы нет. Надо отдать должное Озону, он хоть и показывает героев плачущими (вспоминая прошлое, сорокалетние мужчины не могут сдержать слез), но при этом не скатывается в мелодраму, оставаясь в русле социальной драмы. Постепенно «Свободное слово» собирает множество свидетельств развратных действий Прейно (в реальности это более 70 человек)...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: правильнее было бы перевести название новой картины Франсуа Озона не «По воле божьей», а «Слава богу», потому что эти слова становятся ключевыми в финале. Все события, показанные в этом триптихе (фильм четко делится на три истории), произошли много лет назад, а несколько представителей католической церкви, против которых выступают герои, 7 марта 2019 года услышат вердикт суда.
«Всё, что показано в моем фильме и всё, о чем я говорю здесь, уже рассказано во французских СМИ», — сказал Франсуа Озон на пресс-конференции. На родине режиссёру «Двуличного любовника» приходится непросто: священник Бернар Прейно, который растлевал детей, может, и находится под следствием, но это не помешало ему подать встречный иск с требованием запретить выпуск «По воле божьей» во Франции до марта. «Когда пытаешься прервать молчание, всегда встречаешь сопротивление, — комментирует режиссёр иск Прейно. — Вряд ли это совпадение, потому что фильм пытается прервать круговую поруку, а она всегда связана с умалчиванием».
Озон случайно наткнулся на сайт, сделанный жертвами Прейно. Поначалу он планировал снять документальный фильм (возможно, это было бы более верным решением), но в процессе разговора с некоторыми жертвами и их семьями выбрал более знакомую форму повествования — игровое кино. Имена пострадавших были изменены, тогда как священников называют своими именами. Снимать фильм пришлось тайно в Бельгии и Люксембурге — Озон всеми силами пытался избежать влияния католической церкви, остающейся и в наше время одним из самых влиятельных институтов.
«Я старался быть максимально объективным, — говорил Франсуа Озон на пресс-конференции в Берлине. — Это не кино про хороших и плохих ребят, здесь всё гораздо сложнее. Всё произошедшее повлияло не только на жертв, но и их семьи, и я старался отразить это в фильме». Возможно, это и становится причиной затянутости картины, длящейся долгие 2 часа 17 минут. Многочисленные родственники героев разбавляют сюжет, не давая ему поддерживать необходимую концентрацию. Безусловно, это важный и нужный фильм, но дойти до финала будет непросто: в попытке максимально полно рассказать историю, Озон, не замечая того, перегружает её деталями. Сравнивая «По воле божьей» с недавним оскаровским лауреатом «В центре внимания», придётся признать, что у Тома Маккарти получилось поговорить на ту же тему куда интереснее и живее…( Татьяна Шорохова)
РЕЗЮМЕ: по словам режиссёра, некоторые священники из Лиона написали ему благодарственные письма. «Думаю, церковь готова к изменением и хочет меняться. Многим обычным католикам уже очень надоело, что их религия ассоциируется с педофилией, и им хочется, чтобы церковная власть наконец разобралась с этим раз и навсегда».
«Пап, а ты всё ещё веришь в бога?» — спрашивает Александра в финале один из сыновей. Отец лишь криво улыбнётся в ответ. Кажется, ответ на этот вопрос не знает и сам режиссёр…
подготовил Николай Лежнёв

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *