Рецензия на фильм «Первый день моей жизни» (film Il primo giorno della mia vita) (4550)

Милая, но вторичная мелодрама о четырёх самоубийцах, у которых появляется второй шанc… 

В 2015 году Паоло Дженовезе снял зрительский хит «Идеальные незнакомцы» и прославился на весь мир. История о друзьях, которые не хотели бы открывать спрятанные в смартфонах секреты, попала в дух времени. Едва ли картина говорила что-то новое о природе человека, но лихо закрученный сюжет позволял обозначить широкий круг тем, а зрители могли узнать в героях себя. Последовавшие за «Идеальными незнакомцами» разговорный триллер «Место встречи» и фантастическая мелодрама «Супергерои» не повторили успеха картины 2015 года, но всё равно скорее нравились широкой аудитории. Дженовезе вообще мастер говорить об отношениях полов, дружбе, смерти и предназначении на простом языке, но с концептуальными драматургическими ходами. В главных ролях - Тони Сервилло, Валерио Мастандреа, Маргерита Буй, Сара Серрайокко, Габриэле Кристини, Виттория Пуччини, Лино Гуанчале, Элена Льетти, Лидия Витале, Томас Трабакки. Хронометраж - 02:01. Премьера (мир) - 26.01.2023. Цифровой релиз - 21.09.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: дождливой зимней римской ночью Наполеоне (Валерио Мастандреа), Арианна (Маргерита Буй) и Эмилия (Сара Серрайокко) совершают самоубийство, но не отправляются ни в ад, ни в рай, а остаются на земле. Незнакомец без имени (Тони Сервилло) встречает всех покончивших с собой и отвозит в старенький пустующий отель в центре города. Наутро к троице присоединяется мальчик Даниэле (Габриэле Кристини). Незнакомец предлагает четырем постояльцам провести неделю вместе и прогуливаться по улицам города. Для прохожих необычная компания будет оставаться невидимой. А по истечении семи дней у Наполеоне, Арианны, Эмилии и Даниэле будет второй шанс вернуться в мир живых…. 
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: до «Идеальных незнакомцев» Паоло Дженовезе снимал мало чем примечательные комедии, а последние 10 лет становился всё серьёзнее и мудрее. В «Первом дне моей жизни» юмора почти нет. Разве что квартет самоубийц посмеивается над собственными методами суицида. Шутки уступают место меланхолии и сентиментальности. Изначально Дженовезе должен был снимать экранизацию собственного одноимённого романа в Нью-Йорке, но планы нарушила пандемия коронавируса. Постановщик перенёс производство картины в Рим и обратился к хорошо знакомым звёздам итальянского кино. Но от Большого яблока в картине остались дождливая зимняя погода, приглушённые серые цвета, бледные лица, слабо мерцающие огни неоновых вывесок и даже джазовый саундтрек. Трудно признать в городе на экране столицу Италии. Возможно, учитывая глобальный размах творчества последних лет Дженовезе, это просто обобщённый мегаполис, в котором ежегодно недовольные жизнью люди кончают с собой.  
Сюжет «Первого дня моей жизни» никак нельзя назвать новым. Дженовезе предлагает самоубийцам посмотреть на знакомый мир со стороны, словно бы это кино. Никто обитателей чистилища не видит, а четвёрка пытается вместе переосмыслить прошлое. Получается необычная групповая терапия.  Ещё в «Рождественской песни в прозе» Чарльз Диккенс перевоспитывал скрягу Эбенизера Скруджа при содействии ангела. Тот же трюк на экране провернул Фрэнк Капра в легендарной «Этой замечательной жизни». Точно зрители не знают, ангел безымянный герой Тони Сервилло или нет, но незнакомец умеет летать, управляет временем и явно не первый раз помогает самоубийцам обрести радость бытия. Концепция чистилища, в котором ещё можно всё исправить и отыграть жизнь назад, явно утешительная. Изначально глубоко трагический сюжет наполняется надеждой. И конечно, проводник Наполеоне, Эмилии, Арианны и Даниэле обладает широким инструментарием убеждения в необходимости продолжать бороться, а не прыгать с моста или бросаться под поезд. Трогательные кадры из возможного будущего, прогулки по любимому городу и встречи со страдающими родными прилагаются.   
В картине Паоло Дженовезе в первую очередь интересна фактура. Наполеоне (Валерио Мастандреа), лайф-коуч и автор нескольких оптимистичных книг, сам годами находится в глубокой депрессии и прыгает с моста. Арианна (Маргерита Буй) так и не может смириться со смертью дочери и стреляется. Эмилия (Сара Серрайокко), прославленная гимнастка, получает серьёзную травму, оказывается в инвалидном кресле и бросается из окна. 

  Правда, на самом деле спортсменку мучают не проблемы с ногами, а усталость от вечных вторых мест. Только попытка суицида диабетика Даниэле (Габриэле Кристини) не закончилась успехом - школьник лежит в коме, съев 40 пончиков. Ребёнок всегда много ел, и родители решили заработать на талантах сына - мальчик съедал на камеру десятки хот-догов, бургеров и стал звездой YouTube. Только теперь Даниэле жестоко травят в школе, и друзей у школьника нет.    Итальянский автор предлагает любопытную палитру проблем, но сводит решения к банальностям, превращаясь в лайф-коуча Наполеоне.  
Времени толком прописать персонажей у сценариста нет, потому самоубийцы даны жирными мазками, не говоря уж о второстепенных персонажах. Единственное, что помогает не утонуть в сентиментальности Дженовезе, - порой проявляющиеся в отдельных сценах наброски трезвых мыслей. Важно разговаривать с родителями, искать в жизни новые вызовы, не сдаваться, находить близких по духу людей и ценить любовь. Но иногда всё это не работает, и нет ничего зазорного в грусти, только самоубийство по Дженовезе не выход, в отличие от похода к психотерапевту. (Максим Ершов)  
РЕЗЮМЕ: «Первый день жизни» разочаровывает поверхностным взглядом на вполне реальные проблемы современных горожан разных возрастов и желанием сентиментальностью заменить вдумчивый разговор. Картина точно порадует зрителей, которые ищут кино о преодолении и перерождении, чтобы поплакать. Обидно, что дальше любопытных концептов Дженовезе так и не двигается. Читать синопсисы картин автора интереснее, чем смотреть двухчасовые фильмы подготовил Николай Лежнев 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *