Рецензия на фильм «Осколки» (Middleground) (1761)

"Осколки" - это режиссерский дебют 43-летней Алисы Хазановой, дочери Геннадия Хазанова, жены швейцарского финансиста Давида Баумана, бывшей балерины (завершила карьеру из-за травмы колена), которая некогда участвовала в постановке по песням Егора Летова ("Гражданская оборона"). В главных ролях - Ной Хантли, Крис Битем, Алиса Хазанова, Роб Кэмпбелл, Мариса Райан, Дэниэл Рэймонт, Адам Девенпорт, Эри Бэркэн, Роберт Гульюццо, Лиз Мортон. Хронометраж - 01:14. Премьера (РФ) - 02.11.2017. Релиз DVD - 06.12.2017.             Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: во время ужина в гостиничном ресторане муж (Крис Битем) и жена (Алиса Хазанова) ссорятся. Мужчина упрекает женщину в том, что она курит в машине и не напоминает ему о важных звонках. Когда муж уходит, к героине подсаживается другой мужчина (Ной Хантли), который уверяет, что они знакомы, хотя ей кажется, что они видятся впервые. Что это – наглое заигрывание, забывчивость или петля времени, в которой каждый повтор одновременно похож и не похож на предыдущий?
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в 1961 году французский режиссер Ален Рене и писатель Ален Роб-Грие создали экспериментальную ленту "В прошлом году в Мариенбаде". Фильм удостоился "Золотого льва" Венецианского фестиваля и был номинирован на сценарный "Оскар", однако мнения по поводу этого кино до сих пор расходятся. В то время как многие критики и артхаусные постановщики считают картину шедевром сюрреализма и кино как искусства, некоторые авторы высказываются по поводу ленты уничижительно и настаивают, что это безжизненная претенциозная постановка, которая может заворожить лишь тех, кто пестует свой художественный снобизм.
Судя по тому что российская актриса Алиса Хазанова дебютирует в режиссуре с вольным ремейком "В прошлом году в Мариенбаде", она картину Рене обожает. Ей нравится нарочито дезориентирующий художественный мир, в котором время движется то ли по кругу, то ли по спирали, а события развиваются скорее по законам сна, чем реальной жизни. "Что здесь на самом деле происходит?" – этот вопрос задавать бессмысленно, поскольку ответа нет и быть не может. Если попытаться определить, что Хазанова хочет сказать своей лентой, то можно решить, что это драма о женщине, для которой брак превратился в "золотую клетку". Безымянная героиня проводит время в шикарной гостинице и модном ресторане, но муж либо попрекает ее ерундой, либо ведет полубессмысленные, наполненные пустыми цифрами разговоры с коллегами. Изменится ли ее жизнь, если она заведет роман с мужчиной, который к ней подсаживается? Сомнительно. Хотя он говорит с ней с большей приязнью, он не кажется принципиально иным, чем ее супруг. Как говорится, "куда ни кинь, всюду клин". По-разному повторяя схожие ситуации и разговоры, лента не демонстрирует открытые перед героиней пути, а печально констатирует, что выбор – это иллюзия и что вариации незначительны и ничего принципиально не меняют. Чувствуется, что "Осколки" – российский фильм, хотя это англоязычная постановка с американскими актерами (за исключением самой Хазановой), безо всякого намека на Россию...
РЕЗЮМЕ: как и лента Алена Рене "Осколки" – типичнейшая картина "не для всех", которая предлагает публике не источник удовольствия, а головоломку для анализа и сборки. Если вы не ходите в кино как на работу, то "Осколки" принесут вам лишь раздражение. Хотя, пожалуй, это более живая и менее претенциозная лента, чем "В прошлом году в Мариенбаде", и состоятельным персонам узнать себя в ее американских персонажах проще, чем в аристократах Рене. Однако разница эта не столь принципиальна, чтобы сделать "Осколки" более доступным полотном...
 подготовил Николай Лежнев

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *