Рецензия на фильм “Операция “Финал” (Operation Finale) (2094)

“Операция “Финал»” — новый исторический триллер Криса Вайца, который вряд ли пополнит пантеон великих “операционных” фильмов. Однако сценарий этой ленты, подробно рассматривающий несколько недель из жизни Эйхмана и агентов, его поймавших, ловко обращается как с фактами, так и с “голливудскими штампами”, обеспечивая захватывающее зрелище. В главных ролях - Оскар Айзек, Бен Кингсли, Мелани Лоран, Лайор Раз, Ник Кролл, Майкл Аронов, Охад Кноллер, Грег Хилл, Торбен Либрехт. Бюджет - $24 000 000. Хронометраж – 02:02. Мировая премьера - 29.08.2018. Цифровой релиз – 29.10.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: в 1960-м году израильские разведчики отправились в Аргентину, чтобы захватить и доставить на Землю Обетованную нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана, находящегося в бегах под фальшивым именем. Судебный процесс, инициированный в дальнейшем, стал важнейшим культурным событием, транслировавшимся по всему миру в СМИ, и, кажется, поставил точку в Холокосте. Но как это произошло? Каким образом Эйхмана вычислили, поймали и переправили в Израиль?
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Операция «Финал»» — новый исторический триллер, который вряд ли пополнит пантеон великих «операционных» фильмов (как «Арго» или «Мюнхен»), однако сценарий этой ленты, подробно рассматривающий несколько недель из жизни Эйхмана и агентов, его поймавших, как раз перед отправкой в Израиль, ловко обращается как с фактами, так и с «голливудскими штрихами», обеспечивая захватывающее развитие кинособытий.
По сюжету агент Моссада, считающийся ненадежным из-за склонности к импровизации и насилию, имеет свои личные счеты с зондеркомандами: во время войны нацисты казнили его сестру и её детей. Неудивительно, что он первым вызвался на рискованную операцию, как только стало известно местоположение одного из идеологов Холокоста. Сбор команды и планирование миссии удовлетворяет вкусам любого фаната по-киношному псевдореальных шпионских мероприятий, пусть и в аналогичных военных фильмах встречаются операции поинтереснее. В любом случае, простить это можно, поскольку сердце фильма всё же в другом. Центральный элемент сценария «Финала» состоит из своего рода психологической игры между хитрым нацистом Эйхманом (Беном Кингсли) и его похитителем Питером Малкином (Оскар Айзек).
Страстное отношение режиссера Криса Вайца и его команды к своему проекту не поддается сомнению. Достойные выступления Оскара Айзека и Бена Кингсли добавляют интенсивности, многое они привносят в диалоги невербальным языком, жестами, что позволяет глубже проникнуть в образы их героев. Если про Айзека мало что можно сказать, кроме похвалы (очевидно, что его Малкин видел в своем заключенном… человека, даже после всех тех ужасов, что Эйхман натворил), то с Беном Кингсли ситуация любопытна тем, что в фильмографии индийца по происхождению (настоящее имя - Кришна Пандит Бханджи) найдется место как персонажам еврейского происхождения, так и преступникам в плену (“Список Шиндлера”, “Смерть и девушка”). Изображение Эйхмана сэром Кингсли точно основано на материалах суда 1960 — 1962 годов, когда он находился в плену в Израиле. Спокойный, бесстрастный человек со странными привычками воплощает то, что назвали «банальностью зла».
Если не знать контекста, лента может показаться затянутой и скомканной. «Финал» напоминает несколько рутинный нацистский триллер с парой интересных элементов. Нет никакого сомнения, что Эйхман — негодяй, однако сценарий рисует его не злодеем, а, скорее, недовольным человеком, который даже не понимает, за что его схватили и судят. Это интересная интерпретация, которая хотя и не стоит на одной линии с грубым искажением, и тем не менее, но нельзя сказать, что такое толкование понравится всем.
Грани этой истории, связанной с такой неприятной темой как Холокост, очевидно, смягчены, представляя шаблонный триллер, но обвинить ленту в том, что события в её центре уничижаются, попросту нельзя. Фильм менее мрачный, чем мог бы быть (к лучшему или к худшему), но не менее серьезен. Сценаристы точно постарались, а между героями, особенно в задушевных разговорах старого нациста и агента, присутствует какая-то искра. Тяжело сказать, что проект пытается прийти к какой-то истине, лежащей вне исторического развития событий; несколько хорошо продуманных сцен воспоминаний показывает реальные ужасы Холокоста, но вряд ли что-то подчеркивают. Крис Вайц игнорирует как обыденность, так и важность этой темы, привнося в «Операцию «Финал»» больше блеска своих коммерческих проектов (“Золотой компас” и «Сумерки. Сага: новолуние”), чем уважения, которое заслуживает этот сложный материал…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *