Рецензия на фильм «Огонь» (3025)

«Пожарный, я вас любила...»

Девушка небесной красоты отчаянно выбегает на взлётную полосу и останавливает только-только набирающий скорость самолёт, который тормозит буквально в сантиметре от неё. В этом эпизоде - всё, что вы хотели знать о фильме «Огонь». Здесь и ювелирная работа художников, и впечатляющее качество компьютерной графики, и смелость актёров, и безудержная фантазия сценаристов, и стремление режиссёра Алексея Нужного совместить сказку, саспенс и реалии. Удивительно, но если разбирать каждый из вышеуказанных пунктов, то везде можно найти массу косяков, но всё вместе это работает! Возможно, потому что это типичная «кинокартина студии ТРИТЭ», без лишних сантиментов снимающей по голливудским лекалам (в этой связи вспоминается давний «Армагеддон» Майкла Бэя и недавний «Дело храбрых» Джозефа Косински). В главных ролях - Константин Хабенский, Иван Янковский, Стася Милославская, Антон Богданов, Виктор Добронравов, Роман Курцын, Тихон Жизневский, Ирина Горбачева, Евгения Дмитриева, Юрий Кузнецов. Хронометраж - 02:11. Премьера (РФ) - 24.12.2020. Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: во время тушения горящих лесов Карелии погибает один из членов группы пожарных. Готовясь к очередному рейду, инструктор команды Алексей Соколов (Константин Хабенский) принимает решение заменить недостающее звено молодым и поначалу довольно бестолковым новичком Ромой (Иван Янковский), который, ко всему прочему, является потенциальным женихом дочери Соколова Кати (Стася Милославская). Во время задания группа из шести огнеборцев попадает в эпицентр огромного, быстро распространяющегося пожара. Без инструментов, без связи, без спецсредств они должны эвакуировать целую деревню, не допустить распространения огня и по возможности вернуться на базу живыми...

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: как можно из скучных теленовостей о лесных пожарах собрать интересный сюжет? Надо позвать двух талантливых людей: режиссёра Алексея Нужного и его коллегу и товарища Николая Куликова. Первый известен тем, что в 2012 году он снял короткометражку «Конверт» с Кевином Спейси, ставшую для него трамплином в успешной карьере постановщика и продюсера. Второй знает толк как в блокбастерах, так и в авторском кино. Результатом их совместной работы уже получались небанальные и успешные истории вроде драмеди «Я худею» или сериала «Толя-робот». Триггером, запустившим процесс создания «Огня», стали разговоры Нужного со своим другом пожарным-спасателем «Авиалесохраны» Игорем Осиповым (он погиб, когда Алексей заканчивал работу над фильмом). Когда режиссёр и сценарист поняли, что вырисовывается живая картина, то обратились к продюсеру Леониду Верещагину, который всё понял и быстро дал добро на съёмку большого фильма. Такова легенда, но сомневаться в её правдивости не приходится.Сомневаться приходится в сценарии. Он выглядит как собрание завиральных баек из цикла «А вот ещё случай был…». «Вот как-то собрались мы тушить пожар и должны были отсечь огонь своим встречным взрывом. А оказалось, что то же самое решили сделать местные жители. Чуть не погибли». «Вот как-то захотел новенький член группы поговорить по радиотелефону со своей девушкой, да уронил трубку в озеро. Чуть не погибли». «Решил как-то один из наших отвезти беременную женщину на автобусе в больницу, да угодили они прямо в шквальный огонь. Рожать пришлось прямо в горящей машине. Чуть не погибли». И так далее, включая хохму в виде хора «Гагарин, я вас любила» с заменой первого космонавта на пожарного. Самое невероятное, что почти все эти истории не выдуманы, а имеют под собой правдивую основу, согласно словам создателей «Огня». Просто в фильме они сшиты не очень стройно, но можно не сомневаться, что обычный зритель этих швов не заметит.Во многом эти нитки не видны благодаря ритму ленты, начиная с крутой экспозиции, когда нас кидают в огонь настолько неожиданно и так правдоподобно, что не успеваешь ойкнуть: «А что, так можно было?» Оказывается, можно, просто надо обладать смелостью Нужного и Куликова. При этом нам успевают показать крупные планы главных героев вахты, мы их запоминаем и дальше не будем отвлекаться. Приём универсальный и рабочий: нам будет кого жалеть и за кого переживать в предстоящих событиях. Их шестеро - это стандартная группа тушителей. Одним человеком меньше, одним человеком больше – и команду просто не выпустят на задание.Вот командир команды в исполнении Хабенского. Выдержанный, стойкий, сметливый, только если речь не идёт о дочери Кате. Он постоянно держит во рту спичку, и это не просто привычка. Оказывается, у пожарных есть примета зажигать в руке палочку перед работой: если погаснет, не достигнув пальцев, значит, всё будет хорошо, но если обожжёт, то жди проблем. Рядом с Соколовым всегда находится Костик (Андрей Богданов), смешной улыбающийся парень, который мечтает сам стать инструктором. Далее идёт Пётр (неузнаваемый за густой бородой Виктор Добронравов): молчаливый, человек дела, настоящий патриот, автор фразы «Русский значит трезвый» (кажется, это единственная фраза Добронравова за весь фильм). Сергей (Роман Курцын) – самый простой участник команды; мало того что качок и бывший цирковой факир, так ещё и малограмотный; зато дерётся мастерски. Максим (Тихон Жизневский) не расстаётся с гитарой, сочиняет песни, но когда речь идёт о спасении людей, готов пойти на самый отчаянный поступок. И, наконец, Ромка, второй главный герой. Отталкивающий тип, в которого почему-то влюблена Катя, наглый, упёртый городской пижон, открыто глумящийся над святынями. «Зачем ты пришёл учиться на пожарного?» – «Служить, защищать», - с издёвкой заявляет Янковский. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: этот парень в исполнении Ивана Янковского претерпит существенное изменение в течение фильма, как по учебнику сценарного мастерства. Но заявлять в самом начале картины такого отталкивающего типа - такому на курсах сценарного мастерства не учат, это смелый фокус для Куликова.Добавьте к этому набору простого диспетчера Катю, которую играет Стася Милославская, кажущуюся второстепенным персонажем, но именно она в итоге спасёт команду и целую деревню погорельцев. Спасёт не без помощи одного из руководителей «Авиалесохраны» (или МЧС – не уточняется) Громова в исполнении Андрея Смолякова - жёсткого, но справедливого начальника. Вместе со звёздами в эпизодах получается актёрский дрим-тим для российского блокбастера.А какой блокбастер без спецэффектов? Алексей Нужный и съёмочная группа во всех интервью рассказывают, как этот большой, сложный для производства фильм снимался практически без компьютерной графики. Всё-таки CGI есть, но на крупных планах актёров в глазах виден настоящий огонь, поэтому словам о том, что артисты бежали через настоящие горящие декорации, стоит доверять. Скорее всего, графика была вспомогательным инструментом, ведь нельзя же устраивать на натуре громадный пожар с дымом, поднимающимся высоко над лесом, да ещё и летом, когда даже шашлыки на природе являются преступлением. (Родион Чемонин)РЕЗЮМЕ: «Огонь» получился интересной, живой, крепко сколоченной производственной драмой с элементами фантастики. То есть всем тем, чего мы ждём от студии ТРИТЭ и продюсера Леонида Верещагина, «подаривших» нам «Т-34», «Экипаж», «Движение вверх», «Легенду № 17» и другие хиты российского кинопроизводства. С пафосом в финале, российским флагом во весь экран и главным начальником, принимающим важное решение на фоне карты Российской Федерации. Короче, это типичная «кинокартина студии ТРИТЭ», без лишних сантиментов снимающей по голливудским лекалам с определенными поправками. В этой связи вспоминается давний «Армагеддон» Майкла Бэя и недавний «Дело храбрых» Джозефа Косински (ПРОЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИЮ). Тот же новичок-пожарный (плюс он ещё и наркоман), который ради беременной девушки (не дочери начальника!) перековывается к грустному финалу. Но в американской ленте, снятой по реальным событиям, вся команда погибла...

 подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *