Рецензия на фильм “Офицер и шпион” (J’accuse) (2604)

Дело Дрейфуса — одно из ключевых в судебной истории Франции, ставшее, по словам режиссера Романа Полански, «символом беззакония, на которое способны власти во имя национальных интересов». Оно раскололо страну: одни считали Дрейфуса виновным, поддаваясь мощным антисемитским настроениям, а другие активно боролись за свободу офицера и восстановление справедливости. Среди них был писатель и журналист Эмиль Золя. Именно он опубликовал обращение к президенту Франции, озаглавленное «Я обвиняю» (в оригинале фильм так и называется), от имени полковника Жоржа Пикара и назвал происходящее «одной из самых больших несправедливостей века», за что его арестовали вместе с полковником и судили. Процесс над Дрейфусом длился несколько лет, и офицер был помилован только в 1899 году, а полностью обвинения сняты в 1906 году. В главных ролях - Луи Гаррель, Жан Дюжарден, Эмманюэль Сенье, Матьё Амальрик, Дамиен Боннар, Мельвиль Пупо, Дени Подалидес, Винсент Грасс, Грегори Гадебуа, Владимир Иорданов. Хронометраж – 02:06. Мировая премьера – 30.08.2019 (Венецианский кинофестиваль) Премьера РФ – 28.11.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: 5 января 1895 года французского офицера и капитана артиллерии Альфреда Дрейфуса (Луи Гаррель) обвинили в шпионаже в пользу Германии и публично разжаловали, а позже судили за измену и сослали на печально известный Чертов остров — одну из колоний во Французской Гвиане. Его бывший наставник, полковник Жорж Пикар (Жан Дюжарден), назначен начальником департамента разведки и должен найти других возможных шпионов. Пикар начинает проверку и выясняет, что информацию о французской армии по-прежнему передают немцам, но постепенно ему становится понятно, что Дрейфуса обвинили только потому, что он был единственным евреем в штабе. Более того, таинственная секретная папка, в которой якобы содержатся все важные улики против Дрейфуса, на деле оказывается конвертиком с тремя невнятными записками, не имеющими никакого отношения к шпионажу. Пикар пытается донести до руководства, что они осудили невиновного, а все улики были сфабрикованы, но руководство советует ему обо всем забыть. Потому что армия не может ошибаться…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: дело Дрейфуса — одно из ключевых в судебной истории Франции (и всей Европы), ставшее, по словам Полански, «символом беззакония, на которое способны власти во имя национальных интересов». Оно раскололо страну: одни считали Дрейфуса виновным, поддаваясь мощным антисемитским настроениям, а другие активно боролись за свободу офицера и восстановление справедливости. Среди них был писатель и журналист Эмиль Золя. Именно он опубликовал обращение к президенту Франции, озаглавленное «Я обвиняю» (в оригинале фильм так и называется), от имени Жоржа Пикара и назвал происходящее «одной из самых больших несправедливостей века», за что его арестовали вместе с полковником и судили. Процесс над Дрейфусом длился несколько лет, и офицер был помилован только в 1899 году, а полностью обвинения сняты в 1906 году.
Все эти исторические факты сегодня плохо знают даже сами французы. На пресс-конференции Жан Дюжарден признался, что не помнит, чтобы это проходили в школе, и для подготовки к роли ему пришлось прочитать множество документов и провести собственное исследование. Эммануэль Сенье, сыгравшая возлюбленную Пикара, также знала про Дрейфуса немного. Единственным из актеров, кто был в курсе, оказался Луи Гаррель, правда, он не подозревал об исторической роли полковника Пикара, оказавшегося в еще большем забвении, чем сам Дрейфус. Поэтому Полански, долгие годы мечтавший снять об этом деле фильм и взявший за основу роман Роберта Харриса «Офицер и шпион», начинает рассказ с нуля и подробно, в деталях разжевывает зрителю, что же происходит.
Героем картины режиссер делает именно Пикара, а не Дрейфуса. Мы видим несчастного обвиненного офицера лишь несколько раз: в унизительной сцене, когда с него срывают погоны, во время ссылки на остров, в паре-тройке флешбэков и затем на повторном процессе по пересмотру его дела. Основные события переданы с точки зрения Пикара, столкнувшегося с равнодушием, расизмом, круговой порукой и откровенными фальсификациями. Он и сам не симпатизирует евреям, но для него дороже всего правда и честь армии, поэтому он идет до конца и распутывает весь лживый клубок, пусть это и стоит ему свободы. Так Полански показывает: иногда, для того чтобы пошатнуть систему, достаточно одного честного человека.
Дело Дрейфуса — цепочка отвратительных поступков, невероятно актуальных для наших дней. Обвинительный процесс, который невозможно повернуть вспять, если тебя решили посадить — звучит актуально и для Франции, и для многих других стран. Ненависть к евреям, чернокожим, женщинам и прочим «второсортным», по чьему-то мнению, людям не исчезла с наступлением ни ХХ , ни даже XXI века.
Увы, но исторический материал немного подавил Романа Полански. Он снимает неторопливо и как-то архаично, с безыскусными флешбэками и титрами, объясняющими, что будет дальше. Режиссер, в последнее время снимавший камерные картины с небольшим бюджетом («Резня», «Венера в мехах»), на этот раз обратился к жанру исторической костюмированной драмы и сделал ее максимально консервативно. Актеры традиционно хороши: Гаррель и Дюжарден играют людей, для которых честь не пустой звук, которые сдержанны и холодны внешне, но способны на яростные поступки. Но их персонажи не слишком объемны: Дрейфус лишь пару раз гневно кричит «Я невиновен!», а Пикар копается в документах, ходит по кабинетам и затем и сам так же гневно кричит на суде, как сильно он защищает честь армии. Полански в итоге сшивает большое историческое полотно, наполненное судебными процессами, перепалками с вышестоящими чинами, слежкой, арестами и даже дуэлью, но делает это монументально и тяжеловесно - эффекта добавляет пафосная музыка Александра Деспла (Ольга Белик).
РЕЗЮМЕ: из этой невероятной истории мог бы выйти шпионский триллер или безумная судебная драма (тот же Марко Беллоккьо показал недавно в Каннах, как изумительно можно срежиссировать судилище, в картине «Предатель»). Но «Офицер и шпион» получился традиционным и напыщенным образовательным фильмом по учебнику; все подробно, но без огонька. Не зря на пресс-конференции прозвучало предложение показывать картину в школах…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *