Рецензия на фильм «О бесконечности» (Om det oandliga) (2760)

В рамках 44-го  Международного кинофестиваля в Торонто показали картину Роя Андерссона «О бесконечности», созданную на основе сказок «Тысячи и одной ночи». Новый фильм шведа повторяет принесший ему славу прием картины "Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии", - цепь философски-саркастических срезов человеческих состояний и поступков. На этот раз автор ввел закадровую рассказчицу, подобие Шехерезады и, как обещала аннотация к новинке, это тоже "отражение жизни человека во всей ее красоте и жестокости, великолепии и банальности". Но, увы, ожидания оказались завышенными: из всей замечательной квадриги осталась только банальность. В главных ролях - Мартин Сернер, Джессика Лотандер, Татьяна Делоне, Андерс Хелльстрём, Бенгт Бергиус, Аня Бромс, Мари Бурман, Аманда Дэвис, Карин Энгман, Ян-Эйе Ферлинг. Бюджет - €4 558 000. Хронометраж - 01:16. Премьера (мир) - 03.09.2019. Премьера (РФ) - 28.05.2020. Премьера в Украине - 24.07.2020 (ArtHouse Traffic). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: словно ангелы в «небе над Берлином», они парят над городом подобно влюбленным Марка Шагала. Рассказчица, будто сказочная Шахерезада, плетет кружева городских историй, заглядывает за закрытые окна и проникает в чужие сны, наблюдая за чередой событий обычной жизни с ее банальностью и красотой...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: предыдущая лента режиссера «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» завершила трилогию о том, что значит быть человеком, над которой Рой Андерссон работал около восемнадцати лет. Снятая же пять лет спустя «О бесконечности» больше напоминает ранние работы мастера - картина снята в легко узнаваемой андерссоновской манере - у нее нет ни сюжета, ни главного героя. Как и в других фильмах режиссера, здесь нет профессиональных актеров, нет подвижной камеры и натурных съемок. Действие картины вновь разворачивается в некоем безымянном, туманном скандинавском городе.
Это снова калейдоскоп мини-сюжетов, но теперь они больше напоминают статичные фото, где неподвижная камера снимает неподвижных людей уже без парадоксов, умысла и фиги в кармане. Вот пожилая пара сидит на скамейке в деревянных позах, любуясь расстилающимся внизу городом. Вот священник пришел к врачу, потому что не верит в бога, и его мучают кошмары. Вот девушка сошла с поезда, а ее никто не встретил. Вот сам Гитлер вошел в бункер, где пьяные офицеры оцепенело взирают на осыпающийся под бомбами потолок. Вот папа ведет дочь на свадьбу, но пошел дождик.
"И что?" - недоумевает зритель. "И ничего!" - отвечает режиссер, переходя к новой, столь же замороженной коллизии, которую сюжетом назвать уже трудно. Иногда забавным кажется звук открываемой бутылки в ресторане, но официант, на глазах остолбеневшего гостя льющий вино на скатерть, уже не кажется смешным. Прием явно исчерпал себя в "Голубе…", но автор устало продолжает его эксплуатировать в надежде вызвать в зале улыбку. Емкие миниатюры стали невнятными зарисовками, а то, что было остроумием, стало просто длиннотами...
РЕЗЮМЕ: пять лет назад Рой Андерссон фактически открыл свой многообещающий жанр в кино, и его "Голубь…" заслуженно взял Золотого льва Венеции. Новый фильм жанр закрыл, повторить успех не удалось, пресса проводила картину улюлюканьем, смешанным с вежливыми аплодисментами...
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *