Рецензия на фильм «Новенький» (film The New Boy) (4421)

Тревожный микс набожности и магии…

Фильм 52-летнего австралийца Уорвика Торнтона вдохновлен его собственным опытом, когда он, мальчик-абориген, рос в христианской школе-интернате. В его картине, похожей немного на причудливую сказку, природная духовность главного героя неловким образом сочетается с христианской доктриной. В главных ролях - Кейт Бланшетт, Асван Рид, Дебора Мэйлман, Уэйн Блэр, Мези Этвуд, Кен Рэдли, Тизайлин Родерик, Тайлер Спенсер, Лайкен Вулмингтон, Шэйн Брэйди. Хронометраж - 01:56. Премьера - 19.05.2023 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 06.07.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: картина Уорвика Торнтона оказалась тонально сложной и привносящей неожиданную дозу причудливости в социальные темы, которые режиссер более приземленно исследовал в своих предыдущих фильмах «Самсон и Далила» (номинация на «Оскар-2009») и «Сладостный край». «Новенький» - это многоплановое, но довольно целеустремленное кино. Оно выглядит невероятно эффектным визуально благодаря оригинальному взгляду режиссера, но и персонажам уделено самое пристальное внимание. Зрители увидят не только блестящую игру продюсера Кейт Бланшетт (давненько она не появлялась в австралийских фильмах). Секретным оружием оказывается юный дебютант, абориген Асван Рид, которому досталась львиная доля экранного времени. В первой же, смело стилизованной начальной сцене, он выглядит как бешеный вихрь - и это снято  в тяжелом замедленном движении, которое сопровождается выразительной  музыкой Ника Кейва.  
На выжженном участке пустыни безымянного подростка похищают полицейские, засовывают в мешок и бесцеремонно бросают на пороге сестры Эйлин (Кейт Бланшетт) Она содержит скромный приют для таких же брошенных мальчиков (некоторые из них коренные) в отдаленном монастыре, окруженном пшеничными полями и оливковыми рощами. Где-то далеко бушует Вторая мировая, а сестра Эйлин делает все возможное, чтобы избежать жестких наказов Церкви в отношении ассимиляции местных жителей. Ей помогают двое аборигенов - сестра Мам (Дебора Мэйлман) и здоровенный батрак Джордж (Уэйн Блэр).
Эйлин не разделяет приниципов недавно умершего настоятеля приюта и не применяет телесные наказания. Поэтому поначалу новичка не удается научить поступать правильно - а он не собирается говорить по-английски, не одевает рубашку, ест руками в огромных количествах и, к тому же, спит не на кровати, а под ней. Но сестра Эйлин очень хочет, чтобы все происходило по заповедям божьим. И, этом отношении, новый мальчик доставляет больше проблем, чем остальные. У него, как оказалось, есть собственные сверхъестественные силы, поскольку он излучает свет из кончиков пальцев и, кажется, исцеляет раны своим прикосновением. Новенький не безразличен к концепции Иисуса - когда из Франции на хранение в часовню прибывает большое распятие с богатой резьбой, он обнимает икону так же охотно, как деревья в своей естественной среде обитания. Однако, добрая сестра Эйлин не обладает достаточным воображением, чтобы обнаружить параллели или общие черты между его и ее системой верований. И не может представить себе духовность коренных народов и набожное христианство, сосуществующие в одном сознании. Первое должно быть уничтожено, чтобы второе пустило корни. Режиссер в изображении борьбы мировоззрений пытается избегать огненных разборок. Но Торнтон иногда подчеркивает исторические и аллегорические отголоски этой странной дуэли слишком тяжелой рукой, хотя и здесь есть ловкий, остроумный символизм: первое крещение новорожденного происходит не со святой водой, а с раствором от головных вшей. Он здесь пока-что - незванный гость, еще не принятый в человеческое стадо.  
Почти всем великим киноактрисам в какой-то момент своей карьеры приходится играть монахиню. И Кейт Бланшетт с удовольствием исполняет этот театральный обряд. Она находит для своей героини много эксцентричностей, оживляющих образ -  напористая походка сестры Эйлин, насмешливый взгляд и скупой, трепетный стиль ее проповедей. Непоколебимый магнетизм кинозвезды иногда угрожает отвлечь от более простых идеологических вопросов - или мог бы, если бы Асван Рид не был ее контрастом, столь же молчаливым и проницательно настороженным, сколь и беспокойно занятым. С интенсивным, поистине неземным присутствием, он отстаивает свою точку зрения, которая делает правдоподобными даже некоторые сложные повороты похожие на фантастику.  
Уорвик Торнтон, со своей стороны, уравновешивает наиболее сложные моменты фильма визуальной безмятежностью. Под ровными, волнистыми рядами пшеницы остается воспоминание о нетронутой земле, которая до сих пор принадлежит Новенькому и его народу, о необъяснимых силах, которые они черпают из этой земли, даже когда оторваны от нее и заключены в тюрьму Запада...
Николай Лежнев 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *