Рецензия на фильм «Неизбранные дороги» (The Roads Not Taken) (2764)

Мелодрама, в которой Хавьер Бардем оказывается в разных вариантах развития своей жизни...

В 2013-м году 70-летняя режиссер Салли Поттер («Орландо») пережила невосполнимую утрату: ушел из жизни её младший брат. Хотя, можно сказать, терять своего родственника она начала несколькими годами ранее: у него была острая форма возрастного слабоумия. Этот опыт режиссер перенесла на экран в «Неизбранные дороги». Драгоценное время, проведенное с братом, очевидно, послужило вдохновением для изображения героя по имени Лео - человека, запертого в ловушке своего разума. В главных ролях - Хавьер Бардем, Эль Фаннинг, Бранка Катич, Сальма Хайек, Дмитрий Андреас, Катя Муллова-Брайнд, Милена Чарнтке, Дебора Уэстон, Аарон Джошуа, Сабина Камерон. Хронометраж - 01:25. Рейтинг R. Премьера (мир) - 26.02.2020. Цифровой релиз - 28.04.2020 («Вольга»). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: Лео (Хавьер Бардем) лежит в забытьи, в комнате надрывается телефон, сиделка безрезультатно стучит в дверь. Пустым взглядом мужчина смотрит сквозь свою дочь Молли (Эль Фаннинг) — та вбежала к нему в квартиру, опасаясь, как бы не случилось чего плохого. У Лео деменция, его отсутствие в действительности компенсируется ментальным путешествием по вариациям тех обстоятельств, которые могли бы произойти: он оказывается то в Мексике в пылу ссоры с Долорес (Сальма Хайек), которая просит своего возлюбленного отправиться с ней на празднование дня мертвых, то на побережье Греции, наблюдая за отпуском двух молодых подруг — блондинки и брюнетки. Первая как нимфа притягивает его, он следует за ней, задает пространные вопросы и видит перед собой скорее проекцию собственной дочери, которая осталась со своей матерью в Штатах. В реальности Молли везет своего отца к стоматологу и пытается не опоздать на важную рабочую встречу, но Лео, находясь в плену своих воспоминаний, то и дело норовит выпрыгнуть из машины, уйти куда глаза глядят и потеряться в ярких вечерних огнях Нью-Йорка...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в 2013-м году 70-летняя режиссер Салли Поттер («Орландо») пережила невосполнимую утрату: ушел из жизни её младший брат.. Хотя, можно сказать, терять своего родственника она начала несколькими годами ранее: у него была острая форма возрастного слабоумия. Этот опыт режиссер перенесла на экран в «Неизбранные дороги». Драгоценное время, проведенное с братом, очевидно, послужило вдохновением для изображения героя по имени Лео - человека, запертого в ловушке своего разума. Увы, кажется, то ли монтаж подкачал, то ли сама идея передать запутанность мыслей подвела: фильм представляет собой не самую удобоваримую головоломку для просмотра. Если быть кратким, то Лео, находясь в неадекватном состоянии в наших днях, фантазирует, как бы изменилась его жизнь, избери он ранее другие пути: в одном варианте он остается в Мексике, в другом — пытается закончить свою рукопись и т. п.
Итак, Хавьер Бардем играет Лео — мужчину, который безразлично лежит в постели и повторяет ситуацию из «Море внутри». Ситуация, конечно, имеет больше общего с фильмами, в которых герои убегают от жестокого мира в альтернативную реальность — например, «Король-рыбак». Лео жил в США чуть более 30 лет, он разведен, а Эль Фаннинг играет дочь Лео. Дочь поставила собственную жизнь на паузу, чтобы поддерживать жизнь в Лео и эта тема также важна для «Неизбранных дорог».
Точную природу деменции Лео не затрагивают на экране, но ясно, что он с ней давно смирился. Дочь пытается помогать отцу с рутинными делами, уверовав, что в его несвязанном бормотании скрыто нечто важное. Так оно и есть - это проблески параллельных реалий, перемежающихся с мучительными сценами текущего состояния Лео. На эти истории смотреть труднее всего: в них совсем нет воображения. Кажется, любой задумывался, как бы изменилась его жизнь, сделай он в свое время тот или иной судьбоносный выбор. В случае «Неизбранных дорог» подобное показали невероятно серо: депрессивный тон повествования не разбавляется чем-то позитивным или счастливым.
Вообще разбить повествование на несколько отрезков является сомнительным решением. Это не позволяет сконцентрироваться на той или иной ипостаси Лео, особенно учитывая монтаж. Из-за этого сама реализация проекта становится всё более неясной. В целом в задумке нет ничего плохого, однако к каким-либо откровениям они приводят за 10 минут до конца и вряд ли этот вывод может назвать вдохновляющим и законченным. Скорее у «Неизбранных дорог» есть открытый конец, из-за чего все испытания, через которые прошли герои, становятся испытаниями ради испытаний, так как характер Лео не раскрывается ни в одной из историй, а дорожная карта его душевных терзаний так и остается покрытой мраком.
Любопытно, разве что сценарий фокусируется на внутренней стороне деменции, а не на внешней. Деменция, независимо от её причины, определяется потерей самосознания. «Неизбранные дороги» работают, когда Бардем и Фаннинг находятся на экране вместе, когда девушка заботится о слабеющем отце. Несмотря на неубедительный кастинг (ну, не похожа Эль на дочь Хавьера!), всё же именно Фаннинг обеспечивает достойную и откровенную актерскую игру. С другой стороны, Хавьер Бардем немного халтурит: он ходит с кислой миной, стонет и иногда творит абсурдные поступки. ДРУГОЕ МНЕНИЕ: фильм уважаемой постановщицы Салли Портер выходит сразу на онлайн-платформах - старт широкого проката в данном случае решили не переносить на более позднюю дату, и это вполне объяснимо. Работы Салли Портер и раньше не претендовали на массовый успех, а тут еще речь идет о глубоко личного характера вещи, основанной на субъективном горьком опыте, который далеко не все способны прочувствовать, а следовательно, и его переложение оценить тоже далеко не всем дано. На Берлинском фестивале вот никто не оценил.
Хавьер Бардем играет немолодого писателя Лео, проживающего один и тот же (по-видимому) день в трех реальностях. Две из которых являются альтернативными по отношению к первичной реальности, существующей объективно, но связь его с этой объективной реальностью нарушена повреждениями мозга, поэтому он из нее регулярно выпадает. Что внешне проявляется в неадекватном поведении: то сбежит куда-то, то собаку чужую украдет, то бормочет невнятно.
Окружающие реагируют без понимания, порой даже агрессивно, причем касается это прежде всего белых американцев - по сюжету герой Бардема мексиканец, - тогда как повстречавшиеся в особо трудную минуту ребята откуда-то с Востока участливо оказывают помощь, омывая бедняге ноги. Почему-то Салли Портер показалось важным сюда этот библейский с остросоциальным оттенком мотив ввернуть. Ну да Бог ей судья.
Из по-настоящему близких людей у Лео только дочь, которая неутомимо и самоотверженно с ним возится, подчас в ущерб себе и своим амбициям. Ее играет Эль Фаннинг, на чью долю выпало тащить на себе во всех смыслах и Бардема, изображающего человека в полувегетативном состоянии, и заодно большую часть фильма, так как в силу озвученных обстоятельств его номинально главный герой осознанного участия в каких-либо взаимодействиях, вербальных или невербальных, почти не принимает. Соответственно, Фаннинг приходится в одиночку пускать слезы, чтобы добиться хоть какой-то эмоциональной вовлеченности. В какой-то момент ей на выручку приходит Лора Линни в образе бывшей жены Лео - приблизительно такой же стервозной особы, как персонаж той же Линни в "Озарке", - но, бросив несколько язвительных реплик, тут же исчезает.
Даром что похожую роль Бардем уже однажды блестяще исполнил - в "Море внутри", - здесь его опыт и талант практически бесполезны. В большинстве сцен все что от него требуется - смиренно выдерживать крупные планы, на которых либо тяжелый взор его наполовину прикрытых глаз направлен в пустоту, либо, когда нас переносят в одну из альтернативных реальностей, он просто задумчиво куда-то глядит.
В первой альтернативной реальности Лео живет в Мексике с супругой по имени Долорес, сыгранной Сальмой Хайек. Во второй - на солнечном греческом острове пишет книгу и пристает к молоденьким девушкам, но не в похабном смысле пристает, а с навязчивыми разговорами, по собственным грустным мотивам. Обе этих реальности являются теми самыми обозначенными в названии "неизбранными дорогами" - развернутыми умозрительными ответами на вопрос "что было бы, если?", порождениями отброшенных вариантов ключевых решений, когда-то принятых в пользу других вариантов, которые и привели Лео к тому, что он имеет в третьей, основной, реальности. И как альтернативы обе они, как далее становится понятно, - так себе. По ряду причин.
Такой выбор локаций, сильно меж собой различных, - Нью-Йорк, Мексика, Греция - оказывается крайне удачен, учитывая манеру повествования, подразумевающую частое перемещение между реальностями, которые к тому же не всегда ровно стыкуются. Замысел состоит в том, чтобы из оторванных от контекста хаотично перемешанных фрагментов - что должно имитировать функционирование безнадежно поломанного рассудка - сложилась цельная картина истории. При этом именно сомнительной оригинальности трансцендентный подход к нарративу - самое интересное, что в этой истории есть. Если, конечно, не считать побочной мысли, что как бы плохо ни обстояли дела, всегда есть худшая альтернатива. Такое вот торжество оптимизма. (Алексей Литовченко)РЕЗЮМЕ: у этой драмы в формате «мыльной оперы» куча проблем, поскольку тихий тон повествования не всегда допускает сильное выражение мыслей и эмоций. Ритм провисает, сцены о деменции слишком раздражают, а баланса между сюжетными линиями и фантазиями так и не удается найти. С другой стороны, вероятно, в этом и была задумка: «Неизбранные дороги» неочевидны и маршрут их неровный. А впечатление от киноленты зависит, по большей части, от того можно ли во время просмотра отключить сознание совсем как герой фильма...
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *