Рецензия на фильм «На пределе» (Aus dem Nichts) (1908)

Заслуженный немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин придумал и снял "На пределе" от ярости по поводу волны нацистских терактов, которая не так давно прокатилась по Германии. Германия выдвинула фильм на «Оскар» в номинации "лучший фильм на иностранном языке", однако по сути это - тривиальная, но сильная благодаря режиссерскому и актерскому мастерству психологическая драма о женщине, семью которой убили неонацисты. В главных ролях - Дайан Крюгер, Денис Москитто, Нуман Аджар, Самия Мюриэль Шанкрен, Йоханнес Криш, Ульрих Тукур, Ульрих Брандхофф, Ханна Хильсдорф, Джем Акын, Йула Будали. Хронометраж - 01:46. Мировая премьера - 26 мая 2017. Премьера в Украине - 22.02.2018 (ArtHouse Traffic). Релиз DVD - 22.04.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: немецкая жена курдского иммигранта Катя (Диана Крюгер) внезапно узнает, что ее муж Нури и их маленький сын Рокко погибли от взрыва бомбы. В прошлом Нури сидел в тюрьме за торговлю гашишем, и полиция поначалу подозревает, что мужчину убили из-за его криминальных связей. Однако безутешная Катя настаивает, что Нури «завязал», и полицейские с ней соглашаются, когда ловят супругов-неонацистов, заложивших бомбу в турецком квартале. Но на суде простое на первый взгляд дело начинает разваливаться, когда адвокат обвиняемых ставит под сомнение показания Кати. Он пользуется тем, что после трагедии женщина вновь, как в молодости, принимает наркотики...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: заслуженный немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин придумал и снял «На пределе» от ярости по поводу волны нацистских терактов, которая не так давно прокатилась по Германии. На взгляд Акина и многих немецких турок, германское правосудие недостаточно жестко боролось с преступниками и нередко пыталось расследовать теракты как криминальные разборки между мигрантами, что позволяло злодеям не попадать под подозрение и уходить от ответственности. Чтобы зрителям проще было солидаризироваться с теми, о чьей душевной боли решил рассказать режиссер, Акин взял на главную роль актрису с «истинно арийской» внешностью (это его собственные слова). Героиня Дианы Крюгер не имеет отношения ни к миграции, ни к исламу, но нацистский теракт ударил по ней сильнее, чем по кому бы то ни было еще. Катя потеряла любимого мужа и обожаемого сына, а полиция сперва задает оскорбительные вопросы об ее семье, а затем устраивает у нее обыск и своими действиями позволяет защитнику реальных преступников превратить Катю из истицы в обвиняемую. При этом никто из чиновников даже не думает извиниться перед женщиной или как-то ей помочь. Они предлагают Кате лишь холодное, бессердечное правосудие, где у ничуть не раскаивающихся в своих взглядах нацистов такие же права, как у пострадавших от них людей. Конечно, Акину легко возразить. Если бы немецкое правосудие обрушивалось как груда камней на любого, кто не солидарен с официальными взглядами, то Акин и «политические» режиссеры вроде него протестовали бы с еще большим пылом. Нет ничего хорошего в том, что злодеи избегают наказания. Но нет ничего хорошего и в том, что невинные люди оказываются за решеткой. Однако «На пределе» – это все же не социальный памфлет, а изображение страшного горя, которое начинается с теракта и усугубляется в суде. О принципах судопроизводства легко рассуждать абстрактно, но для Кати это недоступная роскошь. Ее сердце разбито, а ее душа разорвана в клочья, и женщина не может примириться со случившимся и пытаться жить дальше как обыватель. Радикалы породили радикала. Как это, к несчастью, часто бывает в наше время...
РЕЗЮМЕ: как оценить «На пределе»? С одной стороны, чисто содержательно это банальнейшая криминально-судебная история, какие в детективных сериалах идут по рублю за пучок. Конечно, полнометражный формат позволил Акину расцветить привычный сюжет повествовательными нюансами, но ни один из них не значим настолько, чтобы повысить оценку за сценарий. С другой стороны, «На пределе» намного сильнее, чем схожие на сюжету телевизионные истории, за счет пронзительной и многогранной игры Дианы Крюгер (актриса по праву получила приз в Каннах), а также нескольких визуально и постановочно мощных фрагментов вроде эпизода, в котором Катя пытается покончить с собой. А поскольку главная цель ленты – это передача эмоций главной героини, то Акин достойно справился с поставленной перед собой задачей. Вопрос лишь в том, насколько вам интересно то, чего он добился вместе с Крюгер...
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *