Рецензия на фильм «Минари» (Minari) (3162)

«Семья. Мечта. Свобода»

Долгий путь фильма Ли Айзека Чуна до нынешнего сезона наград начался еще в январе  прошлого года, когда «скромная семейная драма по иммигрантов» с триумфом взяла две главные награды кинофестиваля «Сандэнс»: гран-при жюри и приз зрительских симпатий. Учитывая отсутствие какой-либо внятной информации о фильме (минимум промо-материалов, только синопсис и восторженные рецензии), казалось, что «Минари» - это еще одна редкая в наше время самобытная и лишенная приторной сандэнсовщины драма. За такое кино еще до просмотра начинаешь болеть и искренне надеешься, что оно попадает на премию “Оскар” вместо типичных, опоздавших на 15 лет номинантов. В главных ролях - Стивен Ян, Хан Е-ри, Юн Ё-джон, Алан С. Ким, Ноэль Чо, Дэррил Кокс, Эстер Мун, Бен Холл, Эрик Старки, Уилл Пэттон. Хронометраж - 01:55. Рейтинг PG-13 (16+). Премьера (мир) - 26.01.2020. Премьера (РФ) - 08.04.2021. Оценка www.kino-nik.com 6,5/10

О ЧЕМ КИНО: 1980-е. Из Калифорнии в провинциальный Арканзас переезжает корейская семья. Отец семейства Джейкоб (Стивен Ян) мечтает стать фермером, выращивать традиционные корейские продукты и продавать их на местном рынке. А вот его жена Моника (Хан Е-ри) сильно разочарована непомерными амбициям мужа и новой жизнью в разваливающемся трейлере. Пытаясь хоть как-то подбодрить жену, Джейкоб организовывает перелет тещи Сунджу (Юн Ё-джон), из Кореи в Арканзас, чтобы та сидела с детьми - старшей дочерью Энн (Ноэль Чо) и страдающим из-за проблем с сердцем семилетним Дэвидом (Алан С. Ким). Последнего бесит приезд Сунджу, ведь та не похожа на обычных американских бабушек: она не умеет печь печенье, а еще пахнет Кореей...ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: долгий путь фильма Ли Айзека Чуна до нынешнего сезона наград начался еще в начале прошлого года, когда «скромная семейная драма про иммигрантов» с триумфом взяла две главные награды кинофестиваля «Сандэнс»: гран-при жюри и приз зрительских симпатий. Учитывая отсутствие какой-либо внятной информации о фильме (минимум промо-материалов, только синопсис и восторженные рецензии), казалось, что «Минари» - это еще одна редкая в наше время самобытная и лишенная приторной сандэнсовщины драма. За такое кино еще до просмотра начинаешь болеть и искренне надеешься, что оно попадает на премию «Оскар» вместо типичных, опоздавших на 15 лет номинантов. По злой иронии, смотря сейчас «Минари» в статусе шестикратного номинанта, вместо радости приходит грустное осознание, что это на деле не только типичное драмеди с «Сандэнса», тщательно чередующее драматические и комедийные эпизоды, но и внезапно тот самый заточенный под награды оскарбэйт. Впрочем, несоответствие ожиданий и действительности - несколько сомнительный повод для разочарования, на который зрителю, не следящему за международными кинофестивалями, будет плевать. Оно и видно: фильм Ли Айзека Чуна, судя по пользовательским оценкам, это чуть ли не главный зрительский хит среди оскаровских номинантов этого года - заставляющее лить слезы и вызывающее дикий хохот кино о дисфункциональной семье. Есть ли более универсальная формула успеха? И правда как не смеяться на моменте, когда сорванец Дэвид (Алан С. Ким) писает в кружку и отдает ее нелюбимой бабушке под видом энергетика Mountain Dew; как не сочувствовать Джейкобу, когда его мечты о ферме в очередной раз сталкиваются с суровой реальностью? Сюжетные ветки об отношениях Дэвида и Сунджу (Юн Ё-джон) и амбициях Джейкоба (Стивен Ян - «Пылающий», «Ходячие мертвецы») - лучшее, что есть в фильме, но проблема в том, что «Минари» метит на большее. Ли Айзек Чун размышляет об американской мечте и трудностях ассимиляции, но не уходит дальше сцен с бытовым расизмом от окружающих (благо, это не одна из тем фильма) или желания рожденного в штатах Дэвида чувствовать себя обычным в компании сверстников. Для человека, который признался, что вдохновлялся творчеством Достоевского, это как минимум слабая попытка найти в своей истории психологический стержень. Если это фильм, снятый с позиции ребенка, то «Минари» остро не хватает сцен с детским желанием исследовать окружающий мир или интерпретировать происходящее вокруг по-своему; если это портрет семьи, то почему с таким наплевательским отношением относятся к Монике, роль которой сводится к тому, чтобы раз в 20 минут ссориться с Джейкобом, и девочке Энн - про нее, к сожалению, вообще нечего сказать. Понятно, что это полуавтобиографическая история для Чуна, но личные наблюдения из детства теряются в голливудском клишированном сценарии, который обязан шокировать зрителя в кульминации или добавить связанный с названием аккуратный сюжетный крючок в середину для поэтичного эпилога. РЕЗЮМЕ: упущенный исследовательский потенциал и выверенная сценарная расчетливость лишают «Минари» чего-то интимного и уникального, ощущения проходящей перед глазами жизни обычных людей, переживающих кризис. Это всего лишь история о семейной сплоченности, которую мы уже неоднократно видели, но без проблем посмотрим еще раз...

 подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *