Рецензия на фильм “Маугли” (Mowgli) (2165)

Премьера картины Энди Серкиса должна была состояться ещё два года назад, но была перенесена на 2018 год в связи с известием, что в 2016 году Walt Disney Pictures выпускает на экраны фильм “Книга джунглей” режиссёра Джона Фавро. В конце концов, студия Warner Bros. продала Netflix права на дистрибуцию ленты. Теперь на стриминговом сервисе кинозрители смогут увидеть достаточно жесткое кино, которое, вопреки статусу “семейного”, может нешуточно испугать малышей. В главной роли - Роэн Чанд. Озвучка - Кристиан Бэйл, Кейт Бланшетт, Бенедикт Камбербэтч, Наоми Харрис, Энди Серкис, Питер Муллан, Джек Рейнор, Эдди Марсан, Том Холландер. Хронометраж – 01:44. Мировая премьера – 25.11.2018 (Netflix) Оценка www.kino-nik.ru 6/10

О ЧЕМ КИНО: в центре внимания находится история мальчика Маугли (Роэн Чанд), воспитанного членами волчьей стаи из джунглей Индии. Узнав о всех суровых правилах жизни в джунглях от медведя Балу (Энди Сёркис) и пантеры Багиры (Кристиан Бэйл), Маугли постепенно вливается в общину зверей и становится для них своим. Не принимает человеческого детёныша лишь тигр Шерхан (Бенедикт Камбербэтч) – именно он убил его мать…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: поначалу премьера фильма была назначена на конец 2016 года, однако она была перенесена на 2018 год в связи с известием, что в 2016 году Walt Disney Pictures выпускает на экраны фильм “Книга джунглей” режиссёра Джона Фавро. В конце концов, студия Warner Bros. продала Netflix права на дистрибуцию ленты “Маугли” от режиссёра Энди Сёркиса, которая, таким образом, не попала на экраны кинотеатров.
Перед обсуждением “Маугли” 2018-го года (и, вероятно, даже перед просмотром кинокартины в принципе) стоит провести мысленный эксперимент: а что если бы Disney не выпустили триумфальную “Книгу джунглей” — будь то анимационный фильм 1967-го или восхитительная кинолента 2016-го? В мире, где из конкуренции была бы лишь советская мультипликационная версия, “Маугли” Энди Серкиса, возможно, был бы чуть ли не шедевром по части переноса этой метафорической истории на экран. Однако кинематограф тем и примечателен, что у каждого творца есть свое видение и Энди Серкис представил нечто популярное, удобоваримое, но при этом темное и жестокое, далекое от нынешнего статуса семейного кино, крепко закрепленного за историей индийского сироты из джунглей. Основные сюжетные установки знакомы: нашим героем по-прежнему остаётся юный сирота, которого спас пантера Багира, далее вырастила стая волков во главе с Акелой. Маугли всё также противостоит бенгальскому тигру Шерхану, только вот вместо песен, плясок, а также вопросов стоицизма, характерных, например, для советской версии, Серкис предпочел сосредоточиться на кризисе идентичности. Маугли не в состоянии подавить человеческие инстинкты, чтобы стать полноправной частью волчьей стаи, но и люди не могут принять мальчика. Киноверсия 2018 года основана на концепции выживания. Маугли и его волчья семья пытаются держаться друг друга, сохраняя чувство принадлежности. Животные в сценарии разговаривают и даже временами дурачатся, но всё равно остаются животными; Маугли, а также зритель через его глаза, чувствует себя посторонним в джунглях с самого начала. Балу, проводник Маугли и, соответственно, зрителя в мир джунглей, возвращен на законное “литературное” место в виде сурового учителя навыков выживания, не забывая в диалогах напомнить, насколько жесток дикий мир.
Что делает это кинопроизведение отличительным, так это неслабая интенсивность происходящего. По мере взросления юноши его положение в стае начинает зависеть от физических качеств, что, в свою очередь, повышает ставки. Хотя Шерхан является несомненным антагонистом, Маугли постоянно в опасности: в джунглях смерть за каждым углом. Более того, насилие, поданное в весьма реалистичном ключе, трансформируется в какие-то моральные противоречия. Этические действия протагониста-мальчика можно оспорить; не зря положения джунглей, именуемые Акелой “законами”, несколько раз по мере сюжета нарушаются, что может вызвать противоречие и споры у зрителей.
По части реализации всё вполне сносно, но не более – компьютерную графику мы видели и получше. Камера следует вниз по скалам, через пещеры и горы, погружая в атмосферу жестоких индийских джунглей. Сам Редьярд Киплинг явно одобрял антропоморфизацию животных, и Серкис в своей киноверсии представил любопытную интерпретацию: лица знакомых актеров с их мимикой словно нанесены на компьютерных обитателей леса, вызывая забавный эффект. По крайней мере узнать Кристиана Бэйла в образе Багиры, Бенедикта Камбербэтча в роли Шерхана и самого Серкиса в роли Балу не составляет труда. Роэн Чанд взаимодействует с анимированными созданиями конечно, менее удачно, чем его коллега из “Книги джунглей”, но всё равно старается.
РЕЗЮМЕ: при всех положительных сторонах “Маугли” может сбить с толку. Совершенно неясно, на какую аудиторию нацелен фильм: маленькие дети вполне могут нешуточно испугаться; хотя история по большей части является рассказом о взрослении, она недостаточно увлекательна и даже незрела для подростков; а взрослые, которым «Маугли» адресован, могут проект пропустить из-за репутации диснеевского конкурента. Иными словами, сценарий почти что следовал забытым традициям: когда-то “детская” литература была не такой дружелюбной и её авторы предпочитали сосредотачиваться на областях самых глубоких страхов, чтобы сильнее врезаться в память и преподать урок юному читателю. Всё вышеперечисленное делает кинокартину этакой “вещью в себе”: если “Книгу джунглей” 2016-го можно сравнить с милым, добродушным ребёнком, излучающим радость детства, то “Маугли” 2018-го представлен уже угрюмым молодым человеком, испытывающим противоречивые прелести пубертата (влияющие на кинематографические вкусы), что по своему, тоже очень привлекательно…
подготовил Николай Лежнев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *