Рецензия на фильм «Манчестер у моря» (Manchester by the Sea) (1456)

Фильм режиссера Кеннета Лонергана получил в этом году 6 номинаций на Оскар - Лучший фильм, Лучшая мужская роль (Кейси Аффлек), Лучшая мужская роль второго плана (Лукас Хеджес), Лучшая женская роль второго плана (Мишель Уильямс), Лучший режиссер (Кеннет Лонерган), Лучший сценарий. И показал отличные финансовые результаты - кассовые сборы почти в 5 раз превысили бюджет. В главных ролях - Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Лукас Хеджес,
Мэттью Бродерик, Гретхен Мол, Анна Барышников, Бен О’Брайэн. Хронометраж - 02:17. Бюджет - 8,5 млн.$. Мировая премьера - 26.01.2016. Премьера в Украине - 23.03.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10

567676

О ЧЕМ КИНО: Ли Чандлер (Кейси Аффлек) работает разнорабочим в Бостоне, живет в подвале, переделанном под жилое помещение и всячески пытается убежать от своего прошлого, просиживая вечера в пабе, стараясь не возвращаться мыслями назад, в светлые для его жизни времена. 32234544Когда-то он совершил безрассудный поступок, и в огне пожара, вызванного хмельным забытием, погибли две маленькие дочки, чья смерть оставила огромную, бесконечно сочащуюся рану на сердце Ли. Он оборвал все контакты с родственниками, исключительно работая и напиваясь, снова и снова двигаясь по заученной «траектории». Цирроз печени в ближайшей перспективе - вот, что ждет его в будущем, если бы не случай, заставивший Ли пересмотреть взгляды на жизнь. Старший брат семейства Чандлер, Джо, внезапно умирает от сердечной недостаточности, оставляя своего сына, Патрика, на попечение Ли. Из завещания становится понятно, Джо готовился к своей смерти и продумал все заранее, оставив Ли деньги на переезд из Бостона. Герой Аффлека, после событий прошлого, не горит желанием перебираться обратно в город, ставший тяжким грузом на его плечах. Но кто возьмет воспитание племянника в свои руки? Кроме дяди у Патрика (Лукас Хеджес) никого нет и пускай юношеский максимализм 16-ти летнего подростка буйствует, Ли прекрасно понимает - без него он долго не протянет. Неудачник потерявший все и подросток, чья жизнь полна красок, друзей и красивых девушек. Чему такой человек, как Ли, может научить Патрика?...3434
РЕЦЕНЗИЯ: «Манчестер у моря»: «I can’t beat it».
Мастер драм, заимствующий масштаб и темп повествования из эпоса, визуализацию подсматривающий у лучших образцов мировой живописи, а пронзительность и точность мысли и чувства словно копирующий у великих писателей — все это Кэннет Лонерган. К третьей своей картине, Лонерган наконец нашел идеальный баланс используемых выразительных средств и авторской стилистики (что до этого, как можно видеть по фильмографии автора, в некоторой степени не удавалось), приведший к тому, что между компаниями-дистрибьюторами возникли ожесточенные бои за права на «Манчестер у моря», выигранные «Amazon Studios», а зритель получил прекрасную трагедию, легко и играючи вынимающую его сердце прямо из груди.3335
Действие этой двухчасовой драмы локализовано в маленьком городке штата Массачусетс, где родились и выросли два брата — Ли и Джо Чэндлеры. Без предисловий, введения и вообще без чего-либо хотя бы отдаленно напоминающего вербализацию сюжета, «Манчестер у моря» конструирует мир голубовато-серых тонов раннего утра морских прогулок у побережья, солнечных лучей, преломляющихся в полдень о белоснежную ослепительность снега, и воспоминаний об уютной тишине, наполняющей дом, где царит любовь родителей и безраздельно властвуют дети.
Идиллические картины оттеняют трагедию поистине шекспировского масштаба, где искусный слог заменяется не менее искусным кинематографическим изображением героя, познавшего бездну отчаяния и не смирившегося, но смиряющегося с персональным адом на земле каждый день. Ли Чэндлер из «Манчестера у моря» не борется с трудной ситуацией, поглотившей его целиком, однако, он и не сломлен ею, а существует в заданных рамках. И бытие это невероятно и невозможно. Лонерган совершает экспозицию силы человеческого духа и раскрывает смысл фразы «ecce homo», проводя своего зрителя через будни того, кто имел и потерял. Не ища красоты в трагедии, но подчеркивая состоятельность гуманизма даже в столь нетривиальных для художественного использования обстоятельствах.
Страдание и одиночество здесь есть понятия отнюдь не относящиеся к сфере философии упадничества. Жизнь конечна, и это, по мнению авторов фильма, не нуждается в сожалениях и пессимистических настроениях. От осознания неизбежного финала возможно испытать шок, и шок этот будет внезапен. «I can’t beat it», — многократно повторит Ли Чэндлер, явив тем самым свою силу, а вовсе не слабость.
Подобная, на первый взгляд, морально разрушительная и эмоционально опустошающая кинокартина, при подробном рассмотрении предстает в совершенно ином свете. Конечно, «Манчестер у моря» отнюдь не является легким времяпрепровождением и требует от публики не только внимания, но и сопереживания. В итоге приводя трепетного зрителя к ощущению того, что он не одинок. Реализуя тем самым высшее предназначение искусства как такового.
43434343Повествование «Манчестера у моря» не представляет собой единой хронологической линии: разрываясь и вновь соединяясь вокруг фигуры главного героя в исполнении Кэйси Аффлека (и, нельзя не отметить, что представить кого-то способного более органично реализовать заявленный характер просто невозможно), красота коего, контрастируя с трагизмом происходящего на экране, на порядок усиливает доминирующую минорную тональность. Психологическое состояние героя порой передается несколькими кадрами, иллюстрирующими насколько он пребывает в ином мире, старательно имитируя полную включенность в происходящее.335
В силу точного представления мистера Лонергана о том, что именно он желает выразить, о чем поведать зрителю, автору «Манчестера у моря» не нужны просчитанные декларативные монологи, диалоги, полные философских отсылок, и какая-либо другая прямолинейность. Практически каждый фильм кажется в сравнении с филигранным «Манчестером у моря» работой грубой и неприемлемой в своем напористом взаимодействии с публикой. В некотором роде «Манчестер у моря» правомерно назвать уникальной картиной, так как автор ни на секунду ни пытается не то, что заигрывать со зрителем, используя какие-либо манипулятивные приемы, но и даже не стремится формализовать историю, сделать ее более нарративной и рационально приемлемой. То есть, рассматриваемую ленту возможно приводить в качестве примера полной реализации прикладных функций кинематографа относительно задач искусства.3434354
«Манчестер у моря» радикально отличается одновременно и от поделок массового кинематографа, принадлежащих к сегменту так называемого «оскаровского» кино, и от типичных образцов авторского кино, акцентирующих свою «инаковость» и «альтернативность». Подобной особенностью (отсутствием приемлемой потребительской ниши достаточной емкости) объясняется невероятной длительности перерыв, прошедший с момента премьерного показа фильма на фестивале Роберта Рэдфорда до относительно широкого проката и общественного если не признания, то, по меньшей мере, осведомленности посетителей кинотеатров о существовании работы Кэннета Лонергана.12323234
Существует устойчивое мнение о том, что вещи действительно возвышенные и прекрасные невозможно описать, каким-либо образом вербализовать их достоинства. «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», — писал Людвиг Витгенштейн. Не хватит и многостраничного тома, чтобы должно воздать хвалу «Манчестеру у моря», и, вместе с тем, одного восхищенного вздоха будет достаточно. А Лонергану, вопреки любому скептицизму, все же удалось поведать о том, как пахнет дождь, насколько темной бывает ночь в одиночестве и о невероятной глубине голубых глаз Ли Чэндлера — парня из городка Манчестер-у-моря.
Савкина Евгения 2 Евгения Савкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *