Рецензия на фильм «Колишня з того свiту» («Бывшая с того света» Blithe Spirit) (3086)

«Жены бывшими не бывают...»

Над комедиями Ноэля Кауарда смеялся весь Уэст-Энд в первую половину XX века, поэтому он до сих пор является одним из популярных классиков драматургов. Его пьесы до сих пор ставят в театрах и придумывают различные киноэкранизации. Конечно, по влиянию ему далеко до всеми любимого Шекспира, но изысканная и утончённая театральная публика выберет именно его произведения, нежели очередной просмотр «Много шума из ничего». Режиссер Эдвард Холл, известный по нескольким эпизодам сериалов «Дарреллы» и «Аббатство Даунтон», предлагает обратить внимание на его дебют и вместо театра выбрать кинематограф. В главных ролях - Дэн Стивенс, Айла Фишер, Лесли Манн, Джуди Денч, Мишель Дотрис, Дэйв Джонс, Эмилия Фокс, Зак Уайетт, Ромина Запата, Джулиан Райнд-Татт, Эйми-Ффион Эдвардс, Адиль Рэй. Хронометраж - 01:39. Рейтинг PG-13 (16+). Премьера (мир) - 08.10.2020. Премьера (Украина) - 28.01.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: удивительным образом писатель Чарльз Кондомайн (Дэн Стивенс) растерял весь свой талант после смерти жены и в течение семи лет ничего не публиковал. Он берется за первый попавшийся куш (крупная студия предлагает ему адаптировать собственный роман для киносценария), но тут тоже ничего не выходит. Его новой жене Рут (Айла Фишер) приходится каждый раз подбадривать супруга и выводить из творческого кризиса, но и её попытки оказываются бессильны. В поисках вдохновения Чарльз отправляется на фантастическое шоу некоего медиума мадам Аркати (Джуди Денч). Писатель остаётся глубоко поражён её способностями и приглашает экстрасенса к себе провести приватный сеанс с ним и его друзьями. Во время встречи происходит что-то необъяснимое, а на следующий день бедный Чарльз начинает видеть свою покойную супругу Эльвиру (Лесли Манн) . А характер у неё не из легких…ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на первый взгляд может показаться, что сценарий фильма достали из мусорного ведра в кабинете Вуди Аллена: писатель-невротик ерзает в кресле, топчет ногами комнату и заливает простой в работе дорогим алкоголем, а прибывшая с того света умница-красавица-спортсменка-блондинка в лучших традициях Марлен Дитрих выдает один сюжетный поворот за другим, пока нынешняя законная супруга не может понять, то ли ревновать и устраивать истерики, то ли отправить мужа в лечебницу. На деле оказывается, что история «Неугомонного привидения» началась куда раньше. Одноименная комедийная пьеса Ноэла Кауарда первый раз была показана еще в 1941 году и на проверку временем оказалась крайне живучей или даже бессмертной, как и некоторые из ее героев. Театры, Бродвей, радио, телевидение, Великобритания и США – инсценировки множились вплоть до 2009 года, а еще в 1945-м появился и фильм. «Веселое привидение» Дэвида Лина снято в Technicolor (техника получения цветного изображения): зрителей фильм поразил не только остроумными диалогами, но и зеленым свечением Кэй Хэммонд, сыгравшей Эльвиру. Чем же собралась поражать зрителя версия 2020 года?Ставка была сделана на классическую комедию с инкрустацией актуальной фем-повестки, но, прямо скажем, вышло довольно неуклюже. Режиссер Эдвард Холл и сценаристы Пьер Эшворт, Мэг Леонард и др. интерпретировали пьесу Кауарда как большую метафору участи писательских жен. Тех, что писали сами, а книги затем выходили с именем супруга на обложке - тоже своего рода невидимые привидения или астральные тела, склонившиеся над печатной машинкой. Этот лейтмотив и переиначенный финал хоть как-то оправдывают несуразную тоску по размаху Бродвея, наивную театральность и даже картинность, но больше на словах, чем на деле.Аляповатый спектакль и бесконечная беготня Чарльза между живой и почившей супругами не подчинены ни цели, ни логике, ни здравому смыслу - сплошной голый энтузиазм, в том числе неплохих артистов, которые вынуждены играть по установленным правилам заскорузлого театра-варьете, брошенного, впрочем, на полпути. Окончательный шаг в сторону фарса и шапито мог бы подлечить картину, но и этого не произошло. Проще говоря, комедия (а это чистая жанровая субстанция без капли инородных примесей) вышла по большей части несмешной, и на этом можно было бы закончить. Но в какой-то момент во время просмотра приходит ощущение, что авторы – те же медиумы-шарлатаны, как и летающая по сцене мадам Аркати (Джуди Денч): несомненно, они обманывают зрителя (особенно того, кто обманываться рад), но становится любопытно, какой еще трюк припасли мошенники для публики.Под конец хочется остановиться на обстоятельстве и правда забавном, которое и назовем тем самым главным трюком медиума, вроде стола на спиритическом сеансе, по которому невидимая рука постучала дважды. Автор пьесы Кауард сомневался в ее легитимности и этичности в 40-х: вокруг война, британские солдаты гибнут, а он шутки шутит со смертью – вроде того, что жизнь вечна и унывать не стоит. Загробное существование так или иначе вселяет надежду, что в том самом «после» что-то есть и при желании можно вернуться, чтобы одним глазком поглядеть на родных и близких или пройтись по милым сердцу местам. Но склоки, споры, манипуляции, истерики, обманы и хамство Чарльза и Эльвиры даже после того, как их любовь романтично победила все преграды, говорит скорее о том, что вечность с бывшим супругом (или супругой) - это очень-очень долго, и выглядит она куда страшнее, чем смерть. (Настасья Горбачевская)РЕЗЮМЕ: в оригинале картина называется Blithe Spirit («Неугомонное привидение») – строчкой из поэмы Перси Биши Шелли. Из-за полной дезинформации, которую вносит локализованное название фильма, зрители могут подумать, что идут на какую-то романтическую комедию про любовный треугольник. Однако картина оказывается совершенно другой, поэтому многие могут разочароваться. Фанаты же английских комедий отлично проведут время, смеясь над каждым каламбуром их любимых актёров...

 подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *