Рецензия на фильм «Кими» (film Kimi) (3624)

«Окно во двор» в digital-эпоху…

С Siri жизнь наша, кажется, стала в разы проще: она и позвонит кому надо, и день спланирует, и расскажет тебе (несмешную) шутку в минуту одиночества. Она такая славная и услужливая, что все будто единогласно решили не задумываться над вопросом сохранности своих личных данных. Да и вообще все давно смирились с тем, что сегодня такого понятия в принципе не существует, - мы добровольно сдали свое право на сохранение личной информации как таковой. Вот и Стивен Содерберг в своем параноидальном триллере «Кими» лишний раз хочет напомнить о том, что за стремлением искусственного интеллекта тебе помочь стоят живые люди с сомнительными намерениями. Одну из таких сыграла Рита Уилсон, жена Тома Хэнкса. В главных ролях - Зои Кравиц, Эрика Кристенсен, Рита Уилсон, Девин Рэтрей, Индия де Бефорт, Хайме Камиль, Робин Гивенс, Калеб Эмери, Джейкоб Варгас, Чарльз Халфорд. Хронометраж - 01:29. Рейтинг R. Цифровой релиз - 10.02.2022 (HBO Max). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: айтишница Анджела Чайлдс (Зои Кравиц) работает на удалёнке. Её главная задача - исправлять баги в умной аудио-колонке Kimi, связанные с дискоммуникацией человека и алгоритма. Одна пользовательница хочет включить трек Тейлор Свифт, но устройство не видит разницу между местоимением Me и аналогичным названием песни, другая отчаянно пытается объяснить, что ей нужно купить салфетки (kitchen paper), а не пойти в ресторан (Green Kitchen). Днями напролёт девушка слушает записи из домов со всей Америки, пока однажды не совершает страшное открытие: Анджеле попадается файл, где, как ей кажется, есть косвенные улики сексуализированного насилия. Боссы игнорируют проблему (они хоть и прослушивают клиентов, но лезть в их дела не будут). Чтобы доказать правоту, девушка выбирается из дома и отправляется к коллеге, но её боязнь открытых пространств превращает каждый шаг в испытание…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: говорят, режиссёры всю свою жизнь снимают один и тот же фильм. Если кто-то и может опровергнуть этот тезис, то именно Стивен Содерберг - человек-оркестр, который не только умудряется совмещать функции монтажёра, оператора и постановщика, но ещё и стабильно раз в год снимает новую картину, едва ли похожую на предыдущую. В его фильмографии сходятся лишь несколько приёмов и тем: любовь к запутанным диалогам, симпатия к аутсайдерам (он и сам своего рода лишний в Голливуде), оммажи старому Голливуду и инновационная съёмка на IPhone. Хотя формально «Кими» и дублирует другой камерный триллер режиссёра о травмированных женщинах и газлайтинге («Не в себе»), между двумя этими работами - настоящая пропасть.

«Кими» - умелый портрет эпохи коронавируса, который в один момент и вовсе начинает спекулировать на теориях заговора. Если открывается фильм как хичкоковское «Окно во двор», то ближе к финалу он обрастает целым комплексом современных фобий: прослушивание личных устройств, слежка спецслужб и сокрытие насилия на сексуальной почве - Анджела, которая впервые за долгое время выходит в открытый мир, заражается массовой паникой (как покажет опыт, не беспричинно). Ковид здесь служит лишь одним из множества сюжетных обстоятельств, и всё-таки именно через призму эпидемии «Кими» раскрывается с новой стороны: это очень циничное кино о том, как после одной трагедии может исчезнуть доверие и к обществу, и к тем, кто его регулирует.

В чём трудно обвинить Содерберга, так это в эксплуатации новомодной тематики вируса. Режиссёр снял пророческое «Заражение», так что все свои политические месседжи он высказал уже там, а в «Кими» его, напротив, больше интересует механика жанра. Это и клаустрофобный триллер, и чёрная комедия, и MeToo-драма, и зарисовка на тему изоляционной жизни. Содерберг - один из немногих, кому удаётся собирать воедино разрозненные куски настолько гармонично и бесшовно. «Кими» - такой фильм-конструктор, который стреляет из всех ружей наповал: нужен саспенс - камера покорно примет голландский угол, необходимо разрядить атмосферу - герои снова едко пошутят, а в самые тревожные моменты на фоне играет инструментальная хичкоковская музыка (на самом деле, ее автор - Клифф Мартинес). 

РЕЗЮМЕ: в «Кими» Содерберг, прибегая к довольно классическому для триллера набору инструментов, высказывается тем не менее о современности. Фильм не имеет масштабов «трилогии Оушена» или «Заражения», но, кажется, кино, говорящее среди прочего о последствиях пандемии для одного конкретного человека, не должно иметь исполинских размеров. Для любителей триллеров «Кими» может стать находкой: при его близости к реальной жизни (Содерберг, например, напоминает, что в действительности убийство - это не просто сюжетный поворот, а, вообще-то, очень страшная вещь) его совершенно точно нельзя назвать нудным…

подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *